Виталий Андриевский: «Европу мы должны строить в Молдове»

Главная / Аналитика / Виталий Андриевский: «Европу мы должны строить в Молдове»
Что будет, если победят социалисты, почему до сих пор не нашелся миллиард и что будет с европейским курсом? Об этом — в эксклюзивном интервью директора Института эффективной политики Виталия Андриевского редакции портала Regional Trends Analytics.

На ваш взгляд, что можно считать главной проблемой современной Молдовы? Способна страна с ним справиться?

Главная проблема — апатия народа. Народ не ощущает себя хозяином страны. Большинство уже ни на что не надеется. Меньшинство ждет чудо от власти, то ли проевропейской, то ли пророссийской. Еще одна проблема: люди, попавшие во власть, зачастую чувствуют себя временщиками, которым дали портфель на «кормление». Пока народ не почувствует себя хозяином, а власть не осознает, что они наёмные менеджеры, мало что будет меняться. В этом деле особая роль у интеллектуальной элиты, которая обязана просветить народ и вразумить власть. Будет ли это? Трудно сказать. Но надежду на перемены пока не теряю.

В последнее время «модно» говорить, что Молдове нужен уход от геополитики, так как она разделяет народ. Как вы считаете, такой «срединный» путь реален? Насколько он соотносится с тем, что предлагают демократы (pro-Moldova), и ПСРМ, когда выступает за вступление в евразийский союз и сотрудничество с Европейским?

Молдова и молдаване — не геополитические игроки, и не нужно фантазировать на этот счет. Нельзя уйти от того, чего нет, и нельзя прийти к тому, чего для нашей страны нет. Нам нужно потихоньку входить в Европу. Быстро нельзя, так как может наступить кессонная болезнь — это я к тому, что мы пока не готовы стать европейцами. И по мере возможностей нужно сохранять хорошие отношения с Россией. Естественно, если России не надоест играть в империю и видеть в нас свою провинцию.

— О будущем европейского курса. Ваш прогноз: как будет развиваться сотрудничество с Брюсселем? Похоже, у еврочиновников серьезные претензии к власти.

Европу мы должны строить в Молдове. И чем успешней будет это строительство, тем лучше у нас будут отношения с Брюсселем. При этом не нужно путать ЕС и европейских чиновников, особенно партийных депутатов Европарламента. Зачастую некоторые из них отражают интересы не ЕС, а своих партий и свои собственные. Мои рекомендации таковы: меньше слушайте чиновников, больше используйте опыт стран ЕС.

О наболевшем: почему буксует расследование о краже миллиарда?

Это была спецоперация, которую провели профессионалы. А профессионалы умеют прятать концы в воду. Поэтому главная задача — найти и вернуть, то, что было украдено местными жуликами и спрятано в  Молдове, а параллельно, используя помощь ЕС и США, искать то, что выведено в другие страны.

— Ваш прогноз на выборы: каким будет состав парламента и стоит ли ждать коалиций?

Первый сценарий. Будут досрочные выборы, так как торги после 24 февраля не увенчаются успехами. Почему? Потому, что никто не сможет получить больше 51%, а все захотят получить пост премьер-министра. После вторых выборов победит и получит пост премьер-министра тот, у кого крепче яйца. И все в Молдове знают, у кого крепче яйца.

— Социалисты всерьез намереваются взять большинство и сформировать правительство. Очевидно, в Москве на это тоже рассчитывают. Какова вероятность?

Не думаю, что социалисты такие наивные, что надеются на это. Тем более не считаю наивной Москву: там уже все давно просчитали и понимают реальный послевыборный расклад. У Москвы может быть какая-то надежда на Нэстасе, который может войти коалицию с Додоном и Партией социалистов в обмен на амнистию бизнесменов Цопа.

—  Представим, что социалисты победили. В таком случае Молдову ждет пророссийский разворот? Как отреагируют в Европейском Союзе?

В таком случае Молдову ждет Майдан. Это будет хороший повод для пассионарной, проевропейской  части общества выступить и убрать пророссийскую политическую силу. Думаю, что Партия социалистов и Игорь Додон все это хорошо понимают. Их спасение — это коалиция с другой партией.

Игорь Додон часто апеллирует к Приднестровью и утверждает, что конфликт можно решить в ближайшие год-два, если, конечно, ПСРМ придет к власти. Если это так, что социалисты предложат Тирасполю

Выскажусь очень цинично: Приднестровье примет такую модель, которая удовлетворит истинных хозяев этого региона. И это не Россия, а узкая прослойка бизнесменов. Россия согласится с любым вариантом, который с политической точки зрения будет для нее приемлем. А приемлемым будет такой вариант, который не позволит кому-либо в России сказать, что Путин бросил российских граждан, проживающих в этом регионе.

— Что будет с прорумынскими идеями? С одной стороны, партии унионистов едва ли популярны. С другой стороны, мы помним, как весной подписывались декларации за Румынию на местах. Как дальше будут развиваться отношения Бухареста и Кишинева?

Идея унионизма будет жить вечно. Но это не значит, что она сможет реализоваться.  При нынешней власти, которая настроена на создание и добивается конкретных результатов, она явно не реализуется. Но нет гарантий отката в прошлое, возникновения нового кризиса. А это будет живительной почвой для унионизма.