Россия готовит Приднестровью модель Тайваня?

Главная / Аналитика / Россия готовит Приднестровью модель Тайваня?
На этой неделе стало известно о появлении в Москве представительства непризнанной «Приднестровской молдавской республики». Судя по заявлениям руководства региона и составу гостей на церемонии открытия, мероприятие готовилось давно и при непосредственной поддержке Кремля. Кажется, что новость стала неожиданностью для Кишинева, который поспешил вызвать «на ковер» российского посла для объяснений.

Что открылось в Москве?

Реакция властей и экспертов Молдовы показывает, что для них открытие приднестровского представительства стало чуть ли не форс-мажорным событием. Это удивляет, потому что Тирасполь никогда не скрывал своих намерений укреплять связи с Москвой. Более того, информация о создании представительства «ПМР» в столице России просачивалась на протяжении всего 2018 года, а 21 декабря лидер Приднестровья Вадим Красносельский прямо анонсировал его открытие. Почему молдавская дипломатия оставила этот вопрос без внимания и еще на том этапе не задавала вопросы российской стороне — остается загадкой. Исходя из короткого комментария российского МИДа и сухих пояснений МИДЕИ после общения с российским послом, внешнеполитическое «алиби» для открытия приднестровского представительства готовилось заранее. Кишинев оставили ни с чем: Москва кивает на зарегистрированный в минюсте РФ некоммерческий фонд «Приднестровье», который, как заявлено, будет помогать в «налаживании культурных и социально-экономических связей». Такое объяснение скорее всего формально соответствует действительности. Но может статься так, что пока российская дипломатия предлагает Кишиневу «удовлетвориться» выпиской из реестра, за кулисами ведется работа по изменению формата политических отношений Москвы и Тирасполя. На эту мысль наводит в том числе и присутствие российских должностных лиц на открытии представительства — судя по фотографиям с мероприятия, церемонию не обошел вниманием ни российский МИД, ни Госдума, ни Совет федерации. Нельзя исключать, что «торжество» посетили и другие чиновники, которые «случайно» не попали в объективы фотографов. С учетом жесткой централизованности российской власти участие официальных лиц РФ санкционировалось, похоже, в самых высоких кругах. Тем более, что мероприятие прогнозируемо стало площадкой для многочисленных заявлений об укреплении двустороннего стратегического партнерства и содействии в международном признании Приднестровья.

Тайваньская модель для Приднестровья

Приднестровское представительство в Москве — не новинка даже в мировых масштабах. Уместно вспомнить о Тайбэйско-Московской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству (ТМКК), представительства которой на протяжении многих лет функционируют в Москве и Тайбэе — столице частично признанного государства Тайвань. Юридически представительства работают как неправительственные организации, отвечающие за развитие двусторонних отношений между Россией и Тайванем. Однако по своему фактическому функционалу они скорее являются если не посольствами, то точно полноценными консульскими учреждениями. И это при том, что официально Москва не устанавливала дипломатических отношений с Тайбэем, поскольку признает территориальную целостность Китая. Наверное, не случайно, что нынешний представитель МИД России в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию Сергей Губарев являлся руководителем той самой неправительственной организации в Тайбэе. Уже пребывая в должности спецпосланника по Приднестровью Губарев, по сути, закрыл вопрос о российском представительстве в Приднестровье. Функционирующий со скромным названием «Пункт выездного консульского обслуживания в Тирасполе», судя по перечню услуг и количеству охваченных граждан, давно стал полноценным консульством. Вероятность выстраивания отношений России с Приднестровьем по Тайваньской модели кажется тем выше, чем глубже погружаешься в контекст ситуации. Очевидно ведь, что лучшего времени для проведения дипломатической операции «представительство ПМР в Москве» не придумаешь: молдавское руководство с головой погрузилось в предвыборную борьбу и сподобилось лишь на дежурную реакцию МИДЕИ. До приднестровского урегулирования, по всей видимости, сейчас в Кишиневе никому нет дела. Москва же активно уверяет Кишинев в том, что ее подходы к Тирасполю не изменились. Однако, что на самом деле Россия имеет ввиду — традиционные сухие строки заявлений МИДа РФ о признании территориальной целостности Молдовы или, к примеру, постановление Госдумы РФ о признании итогов референдума 2006 года о независимости Приднестровья — покажет только время. В текущих сложных внешнеполитических условиях Кремлю нет необходимости делать резкие движения в отношении признания Приднестровья. Это лишь обострит отношения с Европой и США, местными режимами в Кишиневе и Киеве, и вряд ли положительно скажется на положении самого региона, «зажатого» между Молдовой и Украиной. Поэтому, вероятнее всего, Москва и Тирасполь решили пойти по пути доказавшего свою эффективность поэтапного признания от культуры к политике, укрепляя дипломатическое взаимодействие под прикрытием неправительственных «фондов» и умиротворяющих заявлений.