Разворот Молдовы на Восток — реальность?

Главная / Аналитика / Разворот Молдовы на Восток — реальность?
Президент Молдовы Игорь Додон в нынешних парламентских выборах не участвует, но создает мощную пиар-поддержку Партии социалистов Молдовы, которой фактически руководит. Накануне он снова встретился с президентом России Владимиром Путиным и сообщил, что договорился с ним о беспрепятственных поставках молдавских товаров через территорию Украины. Возвращение к «стратегическому партнерству» с РФ стало одним из главных предвыборных козырей социалистов и визитной карточкой Игоря Додона. В том, что отношения двух стран прямо зависят от результатов грядущих выборов, уверен и президент России. Насколько в действительности реальна перспектива разворота Молдовы на восток и могут ли пророссийские лозунги Додона стать конкретной программой действий?

Кто главный?

Нынешний электоральный процесс уже вошел в историю как самый жесткий за всю новейшую историю Молдовы. Скандалы, взаимные оскорбления, судебные иски, как и ожидалось, стали постоянными спутниками предвыборной кампании 2018-2019 годов. Конкуренция между участниками гонки идет в условиях, когда молдавское общество разделено по геополитическому признаку и переживает кризис идентичности.  Это создает подходящую почву для популистских заявлений и громких обещаний, однако «букмекеры» электоральной гонки уже сейчас прогнозируют относительный  паритет между главными фаворитами — ПСРМ, Демпартией и блоком ACUM. Партия социалистов, хоть и идет с большим отрывом, не сможет сходу получить абсолютное большинство в парламенте и сформировать правительство. Согласно последним соцопросам, социалисты пользуются поддержкой чуть более 40 % избирателей. По 20% голосов способны получить два главных конкурента ПСРМ — правящая последние два года с опорой на Вашингтон Демократическая партия и евроунионистский блок ACUM («Сейчас»). Между этими тремя силами, которые заявляют о своей несовместимости, и пойдет торг о власти. Пока что только демократы не обозначили свою позицию по поводу возможной коалиции — и АCUM, и социалисты категорически отрицают любые союзы с идеологическими противниками. Поэтому сценарий, при котором выборы в Молдове не закончатся 24 февраля, кажется самым очевидным. Фракции не смогут договориться, правительства не будет, а значит, страну ждут новые электоральные разборки. С другой стороны вряд ли новые «туры» голосования существенно изменят расклад сил. Основным конкурентам рано или поздно всё же придется обсуждать возможность создания «правительства национального согласия». Нельзя исключать, что непримиримые противники будут действовать на упреждение и попытаются организовать хотя бы временную тактическую коалицию. Тем более, что в молдавской политике, как показывает опыт последних 20 лет, идеология всегда уступает место прагматизму.

Кого сблизит «Молдова»

Как бы там ни было, от геополитики уйти все равно не удастся – слишком долго Молдова остается полем битвы мировых и региональных держав, а линия геополитического разлома давно проходит над головами простых граждан.  В таких условиях совместить идею социалистов о стратегическом партнерстве с Россией с евроцентризмом ACUM или «американизмом» демократов очень сложно.  Может быть поэтому, добиваясь поддержки Москвы, Игорь Додон подспудно продвигает новую геополитическую модель — «молдовенизм», основанный на нейтралитете и «сбалансированных отношениях с Западом и Востоком»? Смесь молдовенизма и многовекторности должна прийтись по вкусу и электорату, и прагматично мыслящим политикам из Демпартии, которые рассорившись с ЕС, объявили, что отныне превыше всего Молдова. В теории, такая идеологическая платформа подходит для коалиции между социалистами и демократами. Но даже если допустить, что гипотетическая про-молдавская парламентская коалиция появится и сформирует правительство, вряд ли она окажется долговечной. «Про-молдовенизм» и «нейтралитет» интерпретируются по-разному. Для демократов, например, «нейтралитет» не мыслим без опоры на НАТО и Вашингтон, а социалистам придется думать, как дружить со всеми и одновременно выстраивать стратегическое партнерство с Россией в условиях соглашения об ассоциации с ЕС. Союз ПСРМ и Демократов вряд ли продержится долго —геополитические противоречия и партийные интересы очень скоро приведут к политическому кризису.

Отложенный разворот

С другой стороны, как полагают эксперты, перевыборы выгодны как раз социалистам: быть может, со временем выбор уставшего от электоральных войн общества окончательно склонится к партии Додона. Парадокс в том, что даже получив контроль над парламентом и сформировав правительство, развернуть вспять проевропейский курс развития Молдовы социалисты вряд ли смогут. По данным соцопросов, только половина граждан Молдовы поддерживает идею вступления в Евразийский союз. Другая половина стремится в ЕС. Любые резкие движения, например, обещанный Додоном разрыв соглашения об ассоциации с ЕС, будет иметь непредсказуемые последствия. Наиболее вероятный сценарий: общественные волнения и дестабилизация ситуации,  которыми непременно воспользуется оппозиция, поддержанная Вашингтоном и Брюсселем. Очевидно, что лидер социалистов не может этого не знать. Рисковать достигнутым результатом будет опрометчиво, тем более с учетом неоднозначной геополитической позиции традиционных союзников России  — Армении и Белоруссии, которые в последнее время заигрывают с главными соперниками Москвы. Это значит, что лучшая тактика ПСРМ и Игорь Додона в ближайшее время — осторожность, которая исключает резкие и непродуманные геополитические броски.