«Через две недели все может кануть в Лету». Какое будущее ждет молдавский экспорт в Россию

Главная / Аналитика / «Через две недели все может кануть в Лету». Какое будущее ждет молдавский экспорт в Россию
В конце января первые молдавские грузы прибыли в Россию через Украину. Об этом еще в прошлом году договорились Путин и Додон, однако решение носит подчеркнуто временный характер и действует всего до 1 июля 2019 года. Москва не скрывает, что будущее торговли с Молдовой зависит от исхода парламентских выборов. Есть ли реальные перспективы у молдавского экспорта в Россию, разбиралась эксперт RTA Марина Драгалин.

Победа Додона?

Об отмене российских пошлин на некоторые виды молдавских товаров Игорь Додон договорился с Владимиром Путиным еще в октябре прошлого года. Тогда Додон привез из Москвы целый пакет договоренностей — по экспорту молдавских товаров, инвестициям, миграционной амнистии и даже об объявлении 2019 года в России годом Молдовы. Напомним, что Российская Федерация ввела ограничения на импорт молдавских товаров после подписания Молдовой соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом. Европейские преференции и российские пошлины ожидаемо привели к тому, что потоки молдавских товаров стали идти на запад. Как следствие, буквально за несколько лет молдавский экспорт в Россию сократился в два раза. Недавние договоренности между Путиным и Додоном должны были вновь «открыть дорогу» молдавским товарам в РФ. Однако случился казус: одновременно с отменой пошлин на импорт по ряду товарных позиций (речь идет об овощах, некоторых фруктах, консервах, винограде, винах и коньяке) в силу вступил запрет правительства России на поставки товаров транзитом через Украину. В том числе и на консервы и вино из Молдовы. Интересно, что «попало под раздачу» и контролируемое Россией Приднестровье, чьи товары также столкнулись с проблемами при экспорте в РФ через Украину. Спустя месяц работы в ручном режиме на очередной личной встрече президенты объявили, что неловкую ситуацию удалось преодолеть. «На сегодняшний день созданы все предпосылки для того, чтобы в текущем году вывести молдавско-российские отношения на качественно новый уровень», — подводил итоги Игорь Додон.

Торговля с Россией — политический вопрос

Если изучить статистические данные, близкие к «пяти товарным позициям Додона», то оптимистичные цифры найдутся без труда. Например, в 2018 году объем поставок молдавских ягод на российский рынок вырос на 88 %, а продажи молдавских яблок в РФ увеличились в 2017 году втрое. При этом общая доля Молдовы на российском фруктовом рынке упала с 6,3 % в 2017 году до 5 % в 2018 году. По итогам прошлого года Молдова переместилась на восьмое место в списке крупнейших поставщиков, хотя годом ранее занимала четвертое. Подавляющая часть молдавского экспорта — более 70% — уходит в ЕС, а в страны СНГ, в том числе Россию – всего 16 %. По сути, Молдова пытается параллельно осваивать два направления экспорта, так как Зона свободной торговли с Европейским союзом и статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе ей это позволяют. Вместе с тем цифры говорят, что экспорт в Россию — это больше про политику, а не про торговлю. Поэтому и мнения экспертов о перспективах торгово-экономического сотрудничества Молдовы и России в основном варьируются в зависимости от принадлежности к тому или иному политическому лагерю. Так, например, депутат парламента от партии социалистов, экономист Владимир Головатюк считает, что альтернативы российскому рынку для молдавского вина не существует. «Мы до первых запретительных мер, принятых Россией 12‑13 лет назад, поставляли в РФ винодельческой продукции на 250 млн. долларов, у нас был большой рейтинг на рынке вина России. Сейчас в ЕС Молдова поставляет винодельческой продукции менее чем на 50 млн. долларов», — подчеркивает социалист. При этом молдавский премьер-министр Павел Филип старательно открещивается от ЕАЭС, высказывая недовольство «строгими условиями» для Молдовы и говоря, что Молдова «физически не может состоять в Евразийском союзе». «Статус наблюдателя был предоставлен по заявлению президента Игоря Додона. Этот статус ничего не означает, Молдова не участвует в ЕАЭС, правительство не финансирует и не будет финансировать мероприятия в рамках этой организации», — утверждает молдавский премьер.

Российский рынок как трамплин для экспорта в ЕС

Пока молдавский экспорт ищет пути в Россию, Европа открывает для него новые перспективы. В ноябре прошлого года Европарламент принял решение включить Молдову в список стран с правом экспорта семян в Европу. Это дает шанс развивать как минимум два новых направления — поставлять в ЕС свои собственные семена, а также наладить экспорт европейских семян, произведенных на территории Молдовы. Чтобы такие производства в стране появились, уже есть все условия — в законодательство внесли поправки, разрешающие аграриям работать с европейскими гибридными сортами. Москва по традиции связывает свои международные инициативы и договоренности с конкретными политическими силами. Учитывая непредсказуемость молдавской реальности, российские преференции достаточно быстро сменяются санкциями, как, впрочем, и режимы в некоторых постсоветских странах. На это открыто намекает первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. По его словам, Россия заинтересована в развитии отношений с Молдовой торгово-экономической сфере, но, «если РМ будет идти в форватере русофобской политики, выстраивать такие отношения будет сложно». Как в этих условиях обеим сторонам выстраивать долгосрочное доверительное бизнес-сотрудничество — неясно. Москва желает предсказуемых политических партнеров,  Молдовы — прогнозируемых условий торговли. Как раз об этом говорили в рамках организованного Черноморским форумом виноделия Салона молдавских вин, впервые прошедшего в Москве 9 февраля. Ведущий научный сотрудник молдавского Национального института экономических исследований Михаил Пойсик опасается, что таможенные послабления исчезнут в случае победы 24 февраля антироссийской фракции, и призывает молдавских бизнесменов подождать: «Для того, чтобы импортировать вино в Россию, нужно заключать договоры, на это требуется время. Молдавское вино же не стоит и не ждет отмашки прямо на границе! А какой смысл заключать договор, если через две недели все может кануть в Лету?» Подобные вопросы сейчас задают себе почти все молдавские производители. К большому сожалению, судить, насколько полезными для молдавской экономики в итоге станут достигнутые Игорем Додоном договоренности о беспошлинном экспорте в Россию, сложно. При этом совершенно очевидно, что сопровождающий это решение информационный ажиотаж имеет мало общего с реальным развитием торговли «и с Западом, и с Востоком». В этом парадокс всех решений, который принимаются в предвыборный период: в эти месяцы происходят многие фундаментальные и даже прорывные решения, но их долговечность всегда под вопросом. Молдавские производители пережили уже не одну торговую войну России и Молдовы и в своем большинстве обосновались в ЕС, чтобы сохранить свой бизнес. Для большинства их них экспорт в Россию все чаще становится в лучшем случае трамплином для того, чтобы окончательно уйти на емкий и дорогой европейский рынок. К сожалению, реальность 2019 года такова.