Бедность и отток населения: с чем Молдова подходит к выборам

Главная / Аналитика / Бедность и отток населения: с чем Молдова подходит к выборам
Широко разрекламированная «зарплатная» реформа Демократической партии на поверку оказалась «сырой», а жители Молдовы все так же уезжают из страны.

Пыль в глаза

Лейтмотивом политики властей Молдовы стала показная «забота о людях» в виде гуманитарных проектов, «хороших дорог» и повышений социальных выплат. Апогеем щедрости Демпартии стало повышение зарплат бюджетников, о котором медиаресурсы Плахотнюка говорят из каждого телевизора. «До этого дня у нас было много отдельных законов для различных структур. Из-за этого хаоса люди одной и той же категории могли получать абсолютно разные зарплаты. Теперь у нас будет единый закон в бюджетной сфере», — пояснил премьер-министр Молдовы Павел Филип. Нынешний закон ввел единую тарифную сетку, в которой отличие между самой высокой и самой низкой зарплатой уменьшилось на треть. Инициатор реформы Влад Плахотнюк похвастался, что «благодаря этой реформе ни один бюджетник в Молдове не будет получать зарплату ниже двух тысяч леев». Пока зарплаты успели пересчитать только в учреждениях образовании, здравоохранении, социальной защиты и муниципального управления. Остальным нужно ждать весны — именно тогда, по словам лидера ДПМ, будет второй этап «повышений». Ожидается, что на 30-50% зарплаты вырастут примерно у 200 000 бюджетников самое позднее к 2021 году. Еще ДПМ планирует «озолотить» некоторых пенсионеров: одним проиндексируют пенсии, другим просто повысят на 10%. По замыслу вырастет также размер некоторых пособий.

«Сырая» реформа

Демократы утверждают, что работали над «зарплатным» законом целый год, но первый же перерасчет зарплат показал, что реформа продумана плохо. К примеру, многие учителя стали писать в социальных сетях, что никакого повышения зарплат не обнаружили, хотя рост доходов педагогов в январском отчете правительства Павел Филип особо выделил. Жаловались и другие бюджетники, чей доход в некоторых случаях даже снизился. Исправлять «косяки» реформы власть бросилась в «пожарном режиме» — повторение флешмоба «Учитель, а не нищий» в преддверии выборов демократам не нужно. «Работа над ошибками» оказалась настолько масштабной, что правительство взяло паузу длиной в месяц, чтобы разобраться в проблеме (на самом деле, чтобы просто переждать выборы). Уже сейчас понятно, что попытка задобрить электорат деньгами серьезно аукнется новой или старой власти Молдовы уже в ближайшем будущем. Плахотнюк и Филип объясняют рост зарплат «стабильным ростом» молдавской экономики на протяжении последних трех лет. Характерно, что это утверждение опровергает даже министр финансов Октавиан Армашу, по словам которого реформа оплаты труда удалась лишь потому, что правительство собрало с населения больше налогов. Оптимизм руководителей ДПМ не разделяют и другие специалисты.  Так, депутат от ПКРМ Олег Рейдман полагает, что покрыть расходы на зарплаты планируется за счет увольнения части бюджетников. В 2019 году запланирован рост средней заработной платы на 17 %, а фонда оплаты труда — в два раза меньше. Даже с учетом уменьшения налогов и взносов для работодателей средств может просто не хватить. При этом, по мнению доктора экономики Татьяны Ларюшиной, реформа не решает главной проблемы страны — неэффективной экономической модели и катастрофической бедности. «Мне вполне понятна стратегия правящей власти — малые шаги и синхронизация экономических и предвыборных циклов. Но если не будет комплексного подхода, эта реформа оплаты труда ничего не изменит и не улучшит ситуацию большинства бюджетников. Они так и останутся в категории «работающие бедные», над которыми есть контроль и рычаги влияния». Ситуация с повышением пенсий также неоднозначна. Как отмечает депутат от ПСРМ Влад Батрынча, некоторым пенсионерам пенсии подняли, но урезали дополнительные пособия — в итоге выплаты либо остались на прежнем уровне, либо вообще снизились.

Больше всего уезжают из Молдовы

Термин «работающие бедные» до сих пор идеально подходит обычным жителям Молдовы, чей официальный доход почти полностью уходит на питание и оплату коммунальных услуг. По статистике, зарплата — это лишь половина семейного бюджета. Четверть дохода приходится на социальные выплаты и пенсии, 17 % — на переводы из-за рубежа. После выборов Молдову, по некоторым данным, ожидает серьезное повышение тарифов на газ и нефтепродукты и, как следствие, скачок цен на все остальное.  Если эти прогнозы верны, то нынешний «рост» зарплат — всего-навсего предвестник инфляции. Неудивительно, что жители Молдовы легко соотносят реформы и выборы и оттого не верят заявлениям властей о светлом будущем. Население страны стремительно сокращается, а Молдова стабильно удерживает место в первой десятке стран, страдающих от оттока трудовых ресурсов, а в Европе вообще первое. Международные эксперты PricewaterhouseCoopers прогнозируют, что в текущем году из Молдовы уедут в поисках лучшей жизни не меньше 27 тысяч человек, практически 1 процент населения. К сожалению, это не «плохой год» — так было почти всегда. Данные Центра демографических исследований при Академии наук Молдовы подтверждают, что ежегодно из страны навсегда уезжают больше 30 тысяч человек. По подсчетам молдавских экспертов, такими темпами к 2050 году население Молдовы уменьшится до 1,85 миллиона человек. Прогноз Венского института демографии еще жестче: 1,7 миллиона человек. По этому показателю Молдова  лидирует среди стран ЕС и СНГ. В дополнение к миграционным процессам население Молдовы «добивает» и естественная убыль, причем и по рождаемости, и по смертности. В прошлом году Молдова попала в список стран с самым низким уровнем рождаемости в мире — молдавские женщины рожают в среднем одного ребенка. Смертность, особенно среди пожилых людей, увеличивается из-за низкого уровня жизни, цен на лекарства и медицинские услуги. Пока Павел Филип гордится тем, что средняя пенсия «впервые после обретения независимости превысила прожиточный минимум», граждане РМ продолжают массово покидать страну. Власти же по-прежнему предпочитают тратить немногие свободные средства на разовые предвыборные акции, а не вкладывать их в реальное развитие экономики. Пока эта ситуация не изменится, на провал обречены любые попытки заткнуть скороспелыми программами и проектами системные дыры, из-за которых страну покидают молодые и трудоспособные люди.