«Теория большого торга». Какой будет правящая коалиция в парламенте Молдовы

Главная / Аналитика / «Теория большого торга». Какой будет правящая коалиция в парламенте Молдовы
Постоянный эксперт RTA Владимир РОТАРЬ — о том, почему парламентская коалиция под флагом Демократической партии почти неизбежна.

Демократический союз за европейскую интеграцию

Спустя несколько дней после выборов в Молдове главный вопрос — состав правящей коалиции. Эксперты рисуют множество возможных сценариев вплоть объединения ПСРМ и ACUM для «импичмента» Плахотнюка. Впрочем, реальность кажется куда прозаичнее. Исход голосования позволяет Владу Плахотнюку остаться в центре политической жизни страны и инициировать большой торг за «бонусный пакет» в 10-12 депутатов для формирования парламентского большинства. Стоит признать, что изощренные маневры и агрессивный маркетинг Демократической партии последних двух лет не прошли бесследно. Суммарно вместе с технической партией «Шор» и аффилированными независимыми депутатами Демпартия получила как минимум 40 мест в парламенте — в два раза больше, чем на прошлых выборах. Политическая практика подсказывает, что гравитации у этого «центра притяжения» вполне достаточно для привлечения недостающих для коалиции мандатов. Вопрос лишь в том, с какого фланга они придут — левого или правого. Пока что блок ACUM и Партия социалистов жестко отрицают возможность кооперации как с демократами, так и между собой. В то же время все понимают, что принципиальный отказ сотрудничать приведет к досрочным выборам, в которых ДПМ и проевропейцы точно не заинтересованы. Последние смогли выжать максимальный результат в нынешних условиях и получили удобную позицию для будущих переговоров по коалиции. Новые выборы для них — прыжок в неизвестность и риск потерять «нажитое непосильным трудом», поскольку даже минимальное изменение явки может серьезно поменять расклады не в пользу ДПМ и ACUM. Поэтому при внешнем антагонизме у демократов и проевропейцев обнаруживаются общие интересы, которые открывают им путь к ситуативному сотрудничеству. Разумеется, ACUM не пойдет на прямой союз с Демпартией — это расценят как предательство и сторонники блока, и его международные покровители. Также и ДПМ не рискнет привычными методами переманивать депутатов из стана оппонентов, опасаясь нарваться на ответные санкции ЕС. Более вероятна негласная кулуарная сделка: проевропейцы «одолжат» демократам несколько недостающих им депутатов в обмен на важные посты в правительстве или возможность влиять на принятие ключевых решений и законопроектов. При этом ACUM сохранит свой оппозиционный статус и «проевропейскую» респектабельность, а ДПМ получит парламентское большинство. И никаких перевыборов. Косвенным подтверждением такого сценария служит информация о ведущихся переговорах между М. Санду и А. Нэстасе о возможности разделения избранных от блока ACUM депутатов на две фракции, сформированные из партий «Платформа Достоинство и правда» (DA) и «Действие и солидарность» (PAS). При таком раскладе какая-то партийная часть блока вполне может проявить интерес к формированию правительства.

С молчаливого согласия Европейского союза

Временный союз ACUM и демократов имеет хорошие шансы найти понимание на Западе. Примечательно, что Европейский союз довольно сдержанно и осторожно отреагировал на итоги парламентских выборов. Вместо традиционной для последних месяцев воинственной риторики по отношению к молдавскому руководству — лишь дежурное сетование на «некоторые нарушения» в ходе голосования при общем признании его соответствующим «духу и букве демократии». Это подтверждает, что Евросоюз в целом удовлетворен прошедшими выборами. Правящим демократам удалось удержаться от явного беспредела вроде снятия прямых конкурентов с выборов и откровенных фальсификаций. Не было и массовых вопиющих нарушений, которые могли бы послужить основанием для отмены итогов избирательной гонки. Да и результаты голосования оказались более или менее приближенными к реальности. Причем главная цель ЕС — обеспечить представительство проевропейской оппозиции в парламенте — также оказалась выполненной. Судя по всему, демонстративно хорошее «поведение» Плахотнюка, который в последнее время пытался помириться с Европейским союзом, возымело успех. Признание парламентских выборов означает, что ЕС готов потерпеть ДПМ и ее лидера еще какое-то время. В принципе более договороспособный и зависимый Плахотнюк, который продолжит курс страны на европейскую интеграцию, Евросоюз пока вполне устраивает, так что в ближайшее время можно ожидать частичную реабилитацию в Европе «неофициального хозяина Молдовы». Тем более, что Брюссель сумел надеть на ДПМ и ее лидера «упряжку» из проевропейской оппозиции. Вероятно, по задумке европейских чиновников, она будет оказывать дисциплинирующий эффект на молдавскую политическую систему и способствовать ее постепенному оздоровлению. В данной ситуации, руководствуясь прагматичными соображениями, ЕС может тайно благословить небольшую миграцию депутатов из ACUM в лагерь демократов в рамках цивилизованной сделки, чтобы не допустить перевыборов и реванша пророссийских сил.

Социалисты могут остаться не у дел

А вот номинально выигравшие выборы социалисты имеют две наиболее реалистичные опции. Судя по первым заявлениям И. Додона и З. Гречаной, они не готовы идти ва-банк, выводить людей на площадь и требовать назначения новых выборов. В таком случае они могут попытаться договориться, стремясь несколько упрочить свои позиции через модель формирования коалиционного правительства «технократов», включив в его состав своих людей. В ином случае им придется остаться в глухой оппозиционной обороне. Оба эти варианта имеют под собой существенные издержки, связанные с опасностью политической маргинализации и постепенной эрозии фракции социалистов: ходить далеко за примерами не нужно, вспомним судьбу коммунистов Воронина, либерал-демократов Филата или либералов Гимпу. Однако социалисты пока остаются за пределами коалиционных переговоров. Теневой союз с ACUM избавляет Плахотнюка от необходимости идти на переговоры с токсичной в глазах западных партнеров ПСРМ. В этом сценарии «партия-победитель» может быть использована в роли «донора» для будущей коалиции демократов. Причем в отличие от ACUM на политические дивиденды от такого вынужденного донорства ПСРМ рассчитывать не приходится. Плахотнюк будет переманивать ее представителей в парламенте традиционными методами подкупа, угроз или шантажа, спровоцировав перебежки депутатов-социалистов в нужном ему объеме. Неудача на недавних выборах может серьезно подточить силы ПСРМ в ближайшие годы. Отсутствие перспектив влияния на политические процессы в стране вкупе с уязвимым и номинальным статусом президента РМ Игоря Додона будут оказывать постоянный деморализующий эффект на членов фракции социалистов в парламенте. ПСРМ рискует повторить путь деградации и увядания, и остаться за бортом не только «большого торга», но и молдавской политики в целом.