Хроника пикирующей демократии: Вашингтон не нашел прав человека в Молдове

Главная / Обзоры / Хроника пикирующей демократии: Вашингтон не нашел прав человека в Молдове
Пытки, избирательность правосудия, давление на СМИ и оппозицию, массовая коррупция — такие слова давно звучат при обсуждении прав человека и демократии в Молдове. По итогам 2018 года ситуация не улучшилась. Молдова не только продолжила падение в мировом рейтинге развития демократии Democracy Index, но и понесла серьезные имиджевые потери за историю с турецкими учителями.

Госдепартамент США критикует демократию в Молдове

В ежегодном докладе США о состоянии прав человека в мире, опубликованном 13 марта, Молдове уделено целых 46 страниц — больше чем Афганистану. На них жестко и на конкретных примерах описываются нарушения прав человека в стране. Авторы доклада отмечают,  что судебная система испытывает сильное политическое давление, женщины и дети подвергаются насилию, трудовое законодательство массово не соблюдается. Госдепартамент критикует пытки и бесчеловечные условия содержания в тюрьмах, подкрепляя свои обвинения реальными историями: к примеру, Андрея Брэгуцы, умершего в следственном изоляторе после избиения сокамерниками. В целом, по данным Госдепа, ежегодно в тюрьмах Молдовы из-за некачественной медицинской помощи умирают до 30 человек. Особое внимание в докладе уделено политическим заключенным. Приводится информация о «Группе Петренко», мирный протест которой признали массовыми беспорядками, и о голодовке муниципальных советников Бельц. Авторы упоминают про арест мэра села Гелэуза Николеты Малай, которую обвинили в пассивной коррупции после отказа «мигрировать» в ряды Демпартии, и о деле члена партии «Платформа Достоинство и Правда» Георгия Петика, арестованного по подозрению в изнасиловании. Не остались без внимания составителей доклада шантаж и запугивание оппозиционной «Нашей Партии», лидеру которой пришлось бежать из страны. Кроме того, авторы указали на неэффективность борьбы с коррупцией — по их данным, почти половина населения продолжает давать взятки. Также они напомнили негативные последствия реформы избирательной системы и массовые политические перебежки депутатов парламента.

«Только пустая раковина»

По мнению Госдепартамента США, слабым местом Молдовы остается система правосудия с ее коррупцией, избирательностью и политическим давлением. Ярчайшие примеры, приведенные в докладе — нашумевшая история с отменой результатов выборов мэра Кишинева и показательные увольнения судей. О том, что ситуация в молдавском правосудии в последние годы только ухудшается, говорится и в отчете Международной комиссии юристов. Глубину разочарования «успехами» внедрения реформ в отрасли можно легко понять по самому названию документа: «Только пустая раковина — невыполненное обещание о независимой юстиции в Молдове». Эксперты комиссии отметили, что с момента их визита в 2012 году власти провели комплексные реформы в системе юстиции, однако, на деле ситуация стала даже хуже, чем в советское время. Например, уголовные дела в отношении судей зачастую используются для борьбы с оппозицией, а не коррупцией. Представлявший в Кишиневе доклад Массимо Фриго выразил общее удивление экспертов тем, что спустя шесть лет реформ, которые они видели на бумаге, 81 % граждан Молдовы все еще не доверяет системе правосудия. Очевидно, что все преобразования в сфере юстиции, которые были необходимы для продолжения европейской интеграции, в конечном счете ограничились принятием неработающих законов. Теперь это понимает Брюссель, долгое время выступавший финансовым донором реформы. Вероятно поэтому последний транш денег на ее реализацию в несколько десятков миллионов евро «отменился», символизируя иссякнувшее терпение ЕС.

Люди в обмен на финансы

Приостановка макрофинансовой помощи Европейского союза заставила молдавских властей, плотно присевших на иглу внешних дотаций, судорожно искать других покровителей. Одним из новых партнеров Молдовы стала Турция, которая и ранее оказывала помощь Кишиневу через свое агентство TIKA. Анкара не только проспонсировала ремонт здания администрации президента стоимостью 7,8 млн. евро, но и благословила «заход» собственного бизнеса на территорию РМ. Так, одна турецкая компания участвует в возведении масштабного комплекса Arena Chisinau, другая — в строительстве дорог на 60 млн. евро. Судя по всему, это только начало — молдавские власти рассчитывают на инвестиции в сельское хозяйство и увеличение доли молдавских товаров на турецком рынке. Кишинев нашел оригинальный способ сделать партнерство с Анкарой взаимовыгодным. За турецкую помощь в прямом смысле расплатились людьми — семь преподавателей лицеев Orizont в Молдове поспешили назвать угрозой национальной безопасности и выслали в Стамбул. Столь откровенное пренебрежение правами человека стало беспрецедентным случаем даже для Молдовы. Обвинения властей в адрес учителей не выдерживают никакой критики, а их депортация прошла в нарушение всех норм действующего законодательства. Кишинев не смутило даже то, высланные граждане Турции просили политического убежища в стране: на родине им грозила реальная опасность, и вряд ли кто-то мог строить иллюзии по поводу их судьбы. Тем не менее, права данных людей, как и имидж молдавской демократии в целом, легли на алтарь финансовых интересов. На днях все опасения подтвердились, когда стало известно, что двое из семи депортированных преподавателей приговорены к лишению свободы сроком на 9 и 6,5 лет. Не приходится сомневаться, что остальные пять приговоров — лишь вопрос времени. В докладе Госдепартамента высылке турецких учителей посвящен специальный раздел, в котором в том числе указано, что в стране находятся еще 48 граждан Турции. Вряд ли они чувствуют себя в безопасности — неясно, за какие еще «бонусы» обменяют уже их. Судя по выводам внешних экспертов, демократические ценности и верховенство закона в Молдове за последнее время окончательно превратились в шуршащую обертку потускневшей «истории успеха» некогда лидера евроинтеграции в Восточной Европе. Очевидно, что упадок демократии в Молдове столь значителен, что прекрасно виден не только простым гражданам Молдовы, но и из высоких кабинетов в Вашингтоне и Брюсселе.