Мнение: Возможна ли «токсичная коалиция» демократов и социалистов?

Главная / Аналитика / Мнение: Возможна ли «токсичная коалиция» демократов и социалистов?
Потенциальный союз Партии социалистов и Демократической партии не устроит никого — ни население Молдовы, ни ее международных партнеров. 

«Первые шаги навстречу»

2 апреля по инициативе и под патронажем президента РМ Игоря Додона состоялись консультации руководства Партии социалистов и Демократической партии. Внешне встреча проходила в атмосфере взаимопонимания, что выразилось в осторожных комментариях участников после завершения обсуждений. Эксперты даже заговорили о взаимной «притирке» партий с учетом того, что взгляды социалистов и демократов на отдельные концептуальные вопросы довольно близки. Это касается и необходимости сохранения режима зоны свободной торговли с ЕС, и концепции постоянного нейтралитета РМ как единственной гарантии дальнейшего бесконфликтного развития страны и сохранения региональной стабильности. Столь противоречивая и политически «перпендикулярная» коалиция социалистов и демократов, которую перед выборами трудно было представить, уже в скором времени может обрести отчетливые очертания. По крайней мере, так считают многие молдавские эксперты. Однако нельзя не заметить, что президент Молдовы Игорь Додон в полной мере осознает всю сложность и противоречивость такой перспективы. Неся прямую ответственность за стабильность государства, он стремится создать все необходимые условия для поиска компромиссов, пусть даже очень непростых, но в результате позволяющих избежать скатывания Молдовы к затяжному политическому кризису и досрочным повторным выборам с непредсказуемым результатом. В ходе описанной встречи глава государства озвучил напутственные слова, отметив некоторые общие моменты в позициях двух партий по социальным вопросам и признав переговоры «шагом к будущей коалиции». Тем не менее, президент предпочел сохранить принципиальную позицию «над схваткой» насколько это возможно в текущей ситуации.

Токсичный альянс и для Запада…

Судя по всему, основными проблемами гипотетического правящего альянса «ДПМ-ПСРМ» будут недостаток легитимности, неприятие со стороны большинства населения и многих внешних партнеров Молдовы. Такая власть рискует стать самой токсичной в современной истории страны и может окончательно поставить крест на европейской истории успеха Кишинева. К этому выводу подталкивает анализ ожиданий основных международных партнеров Молдовы, каждый из которых может почувствовать себя разочарованным. Например, США, которые в целом нейтрально воспринимали олигархическое управление Плахотнюка, вряд ли смирятся с доступом к власти партии пророссийского Игоря Додона. К тому же активная пропаганда молдавским президентом традиционных ценностей изрядно раздражает Посольство США в Кишиневе. В наибольшей степени могут пострадать взаимоотношения с Европейским союзом. Коалиция ДПМ-ПСРМ автоматически выведет за рамки политического влияния проевропейскую оппозицию, в которую щедро инвестировал Брюссель в последнее время. ЕС был готов смириться с присутствием во власти Демпартии, только если бы оно уравновешивалось деятельностью респектабельных проевропейцев из блока «ACUM». Брюссель мог бы терпеть социалистов, если бы те содействовали освобождению захваченных институтов власти и демократизации политического процесса. Однако коалиция ДПМ-ПСРМ будет носить как раз самые неприемлемые черты — олигархическое влияние, продолжение «освоения» новыми чиновниками фондов ЕС под промолдавскими знаменами и с декларированием положительного отношения к России. Подобный союз станет проблемой и для соседних Румынии и Украины. Основная причина — позиция молдавского президента. Киев воинственно настроен против главы соседнего государства, отказавшегося четко признать Крым частью Украины. Додон и Порошенко не раз публично обменивались колкостями. Румыния же сегодня сама пребывает в политическом параличе из-за противостояния президента и правящей партией социал-демократов. Румынские социал-демократы имеют тесные отношения с Владом Плахотнюком и ДПМ, но ни они, ни другие политические силы в Бухаресте не смирятся с фигурой Додона за его яркий антиуниониозм и множество неудобных вопросов в области молдавско-румынских отношений (вроде демаркации границы). Имеются сомнения в том, что влиятельные международные организации сумеют наладить адекватное партнерство со специфическим союзом демократов и социалистов. Обе партии под разными предлогами уклоняются от полноценного сотрудничества с МВФ: демократы предпочитают гранты вместо кредитов, а Игорь Додон принципиально остерегается зависимости от Фонда. Вызывают вопросы и перспективы сотрудничества с НАТО. Концепция «Про-Молдова», предложенная демократами и приятная социалистам, предполагает очень сдержанное взаимодействие с Североатлантическим альянсом.

…и для Востока

Парадокс в том, что и Россия вряд ли будет в восторге от такого сценария. Москва сформировала отношение к Плахотнюку еще в 2010-2011 годы, когда последний вероломно разрушил планы по формированию коалиции демократов и коммунистов. В последние годы Кремль дал однозначно понять, как он относится к молдавскому олигарху №1, объявив того в международный розыск. Гипотетический альянс ДПМ и Партии социалистов, имеющей широкую поддержку России, в таком случае может привести к серьезному пересмотру позиций Москвы. Некоторое эксперты прогнозируют возможность повышения для Молдовы цены на газ и торговых ограничений. Токсичность вероятной коалиции между ДПМ и ПСРМ для международных партнеров лежит на поверхности. Впрочем, главным проигравшим по итогам парламентских выборов в РМ может стать народ Молдовы. Каждый избиратель почувствует себя обманутым. Электорат ПСРМ вряд ли голосовал за продолжение олигархизации страны и возможное охлаждение отношений с Москвой. Точно так же избиратели Демпартии не планировали делиться властью с пророссийскими социалистами, которые совсем не стремятся в Европу и категорически против «унири» с Румынией. С учетом наличия вопросов к ее легитимности такая коалиция вряд ли окажется долговечной, не добавляя стране единства и стабильности и окончательно развеивая по ветру международный имидж Молдовы.