Переживет ли молдавская экономика 2019-й?

Главная / Обзоры / Переживет ли молдавская экономика 2019-й?
Спустя полтора месяца после выборов главной интригой остается облик правящей коалиции. Благо, процесс формирования парламентского большинства радует сюжетными поворотами. На фоне политических баталий экономические вопросы временно ушли на второй план. И совершенно зря — еще в прошлом году многие эксперты предупреждали, что 2019 год для молдавской экономики будет тяжелым. Судя по первым тревожным звонкам, их прогнозы были верны. 

Растущий ком проблем

В прошлом году в попытках совершить электоральный «рывок» правящая Демократическая партия приняла целый ряд разнообразных программ и мер социальной поддержки населения: «Первый дом», «Хорошие дороги для Молдовы», повышение заработных плат и пенсий, снижение налоговой нагрузки. Еще тогда возникли опасения, что щедрость демократов не обеспечена реальными доходами казны и тяжким грузом ляжет на бюджет 2019 года. Сегодня о дырах в главном финансовом документе страны открыто предупреждает блок ACUM. По их данным, на момент составления бюджета доходы были переоценены примерно на 2,5 млрд. леев (так как действия властей привели к их снижению). Помимо этого 2 млрд. леев, потраченные на финансирование предвыборных проектов, в бюджете ничем не покрыты. Но основная загвоздка кроется как раз во внешнем финансировании Европейского союза, на которое сильно уповало правительство: большую часть бюджетного дефицита в 5,6 млрд. леев планировалось покрыть именно его счет денег из ЕС. Пока надежды Кишинева не оправдываются: в 2018 году власти смогли получить только 8 % от запланированной суммы, и ожидания от нынешнего года явно не лучше. Если правящая коалиция действительно будет составлена из ДПМ и ПСРМ, рассчитывать на возобновление макрофинансовой помощи Европейского союза точно не приходится. А это весьма существенные потери — судя по заявлениям лидеров ACUM, Евросоюз был готов предоставить стране не менее 200 млн. евро в ближайшие полгода. Сложившаяся ситуация означает, что правительству придется либо искать новые источники финансирования, либо корректировать бюджет минимум на 7,5 млрд. леев. В таком случае первыми под сокращения, очевидно, пойдут те самые выплаты, пенсии и программы, которыми хвастались демократы в канун выборов.

Экономическая эквилибристика Кишинева

Пока что власти пытаются избежать шоковых сценариев и активно стараются расширить географию международных доноров. Поэтому Молдова испытывает рискованные способы привлечения турецких инвесторов и проводит форумы для бизнеса из Китая и США. Особые надежды Кишинева связаны с привлечением финансов на программу «Хорошие дороги-2», первый этап которой принес немало политических дивидендов ДПМ. Правительство планирует выделить на нее в этом году порядка 150 млн. долларов, и как минимум половина средств должна прийти из внешних источников: Европейского банка реконструкции и развития, Всемирного банка, а также правительств Китая и Турции. Кроме того, несмотря на едва скрываемое недовольство ЕС и угрозы лишиться безвиза, Кишинев нашел еще один перспективный способ пополнить бюджет — за счет молдавского гражданства. По утвержденной летом 2018 года программе, любой желающий может получить его, перечислив в Фонд долгосрочного развития минимум 100 тысяч евро или инвестировав четверть миллиона евро в стратегически значимый бизнес. На прошлой неделе было объявлено о первом обладателе «паспорта за инвестиции». Вероятно, за ним последуют многие другие — по крайней мере, до тех пор, пока не иссякнет терпение Брюсселя. Помимо точечных мер правительство принимает шаги по реанимации промышленности и сельского хозяйства. О первом свидетельствует разработанная международными экспертами Стратегия развития промышленности на 2019-2030 год, о втором — декларируемые намерения диверсифицировать агрокомплекс и переключится с традиционных малоприбыльных направлений на продукцию с большей добавочной стоимостью. Симптоматично, что, несмотря на все проблемы, власти не спешат прибегать к помощи МВФ, трехлетняя программа сотрудничества с которым в размере 178 млн. долларов заканчивается в этом году. Вероятно, все дело в  нежелании попадать в капкан жестких условий (в том числе политических), реализация которых может существенно «подбить» рейтинг демократов и дополнительно накачать протестный потенциал. В целом нынешние действия правительства в экономике выглядят разумными и уместными в тактическом плане, но никакой стратегии за ними не видно. Политическая логика все еще намного превалирует над экономической, и хаотичные меры Кишинева кажутся не более, чем попыткой найти баланс между электоральными потребностями, ожиданиями международных доноров и скудными внутренними ресурсами. Пока что власти худо-бедно справляются с данными пируэтами (хотя порой и со значительными издержками, как в случае турецких учителей), но поле для маневра снижается с катастрофической скоростью. Самая же главная проблема в том, что Кишинев совершенно не озабочен обеспечением самостоятельной выживаемости молдавской экономики в долгосрочной перспективе. А это значит, что Молдова рано или поздно неизбежно окажется перед выбором из двух сценариев: полной зависимости от внешних доноров или существенного сокращения государственных расходов.