«Лавры или герб». Как прошли дебаты Порошенко и Зеленского

Главная / Комментарии / «Лавры или герб». Как прошли дебаты Порошенко и Зеленского
19 апреля на главной спортивной арене Киева прошли долгожданные дебаты между действующим президентом Порошенко и фаворитом гонки Владимиром Зеленским — известным актером и любимцем публики. Дебаты на столичном стадионе перед живой аудиторией в 22 000 человек — нерядовое событие даже для богатой демократической традиции стран Центральной Европы, не говоря уже о постсоветских странах. Самое интересное — в обзоре автора RTA Дмитрия АСТАХОВА: С организационной точки зрения мероприятие было подготовлено добротно, что позволило избежать недоразумений и, главное, конфликтов: как ни крути, на стадионе присутствовали люди с полярными политическими взглядами, а сами дебаты обычно далеки от спортивной вежливости. В особенности, когда на кону пост президента. Началось мероприятие с того, что ведущие бросили жребий. Порошенко выбрал «герб», а Зеленский «лавры» — это во многом и стало символом и дебатов, и выборов в целом.  

Как выступал Порошенко

Петр Порошенко как опытный политик, бизнесмен и оратор вначале держался увереннее своего оппонента, но после вступительного спича и атаки со стороны Владимира Зеленского изначальная эмоциональная прочность действующего президента дала течь. Виной всему непривычно острые и открытые обвинения в присутствии небывало большой аудитории. Тут важно понимать, что господин Порошенко, будучи одним из старейших украинских политиков, по определению был в заведомо уязвимой позиции в сравнении со своим соперником. С другой стороны, вряд ли этого не понимал сам Порошенко. У Зеленского достаточно ровная репутация, и на него нет серьезного компромата, поэтому действующий глава государства сводил свои атаки к тезисам о неопытности своего визави, а также расхожему мнению о связях Зеленского с беглыми олигархами, в том числе из окружения Януковича. Нельзя не заметить и весьма неоригинальный вопросник, подготовленный советниками Порошенко. «Тусклые» вопросы заметно ослабили позиции президента и в этом «раунде» дебатов. По большому счету, выступление Петра Порошенко не выходило за пределы основой идеологической линии его избирательной кампании, опиравшейся на важность «сохранить государство» и сопутствующие темы: армию, главнокомандующего, международную политику, «мову», оккупированные территории, российскую угрозу, Путина и т.д.  

Как выступал Зеленский

Невзирая на многолетний сценической опыт Владимира Зеленского, дебаты на стадионе стали для него важным испытанием в карьере и жизни. Временами известный шоумен откровенно нервничал и переходил с украинского на русский язык, что выглядело как своеобразная эмоциональная разгрузка. Тем не менее, Зеленский был энергичен и удерживал инициативу на протяжении всей полемики. Представляется, что и в этом финальном этапе кампании ключевую роль сыграла профессиональная команда продюсеров, обеспечившая системное сопровождение выдвижения Зеленского. Атакующая линия шоумена опиралась на демонстрацию двуличности Петра Порошенко, умело совмещающего в себе декоративного публичного популиста и корыстолюбивого олигарха со всеми вытекающими последствиями для страны и народа. Заметно креативнее подошло окружение Зеленского к подготовке вопросника, который изобиловал животрепещущими темами. Более того, блиц-начитка вопросов оказалось оригинальным и действенным способом засыпать своего оппонента обвинениями, ответы на которые поставили бы главу государства в еще более неловкое положение. В отличие от лозунговой патетики Порошенко, четко выстроенная лексическая тональность Зеленского выглядела проще и понятнее для аудитории, как того и требовал формат мероприятия. Позиционирование в качестве простого криворожского парня, который действительно хочет изменить что-то в своей стране в отличие от двуликих олигархов, дало свои плоды.  

Телевизионный монолог

Вторым этапом, по замыслу команды действующего президента, должны были стать дебаты на общественном телевидении — как того требует законодательство Украины. Однако, по сложившейся традиции Владимир Зеленский не прибыл в студию, и Петру Порошенко пришлось самостоятельно заполнять эфир. Впрочем, у Зеленского не было ни малейшего резона общаться в Порошенко в эфире — на стадионе он выглядел победителем, а до выборов оставалось чуть больше суток. Было несложно заметить, что к подготовке теледебатов приложилась команда президента, располагавшая админресурсом. Это было заметно по заготовкам, сопровождавшим студийное мероприятие, таких как звонок «террориста», последовавший за объявлением о том, что Зеленский не приедет.

Не дебаты, но демократия

При всех опасениях первые в истории Украины дебаты на спортивной арене прошли достаточно спокойно. Изначальный раздел периметра на две сцены и фанзоны произвел странное впечатление, но позволил Петру Порошенко совершить оригинальный маневр. Спустившись со своей сцены и проследовав на «территорию» Зеленского, глава государства символически продемонстрировал себя в качестве объединителя страны, готового слышать другую часть страны. Впрочем, надо отдать должное и Зеленскому, который постарался обратить этот шаг Порошенко против него же, намекнув, что Порошенко бросил «свезенную на автобусах» публику. К сожалению, зрители не увидели политических дебатов в их классическом понимании, с обсуждением программ политиков и предложениями по выводу страны из кризиса. Многотысячной аудитории на стадионе и по сторону экранов ТВ и компьютеров представили сценический формат мероприятия, в котором Владимиру Зеленскому было заметно комфортнее. Опытный политик Порошенко по «приглашению» Зеленского ввязался в игру, навязанную шоуменом и его командой на своем поле, где работают совершенно другие правила — законы шоу бизнеса. В итоге победил жанр Stand UP. Прошедшие политические состязания лицедеев стали очередным свидетельством нынешнего наэлектризованного состояния украинской публичной политики, которую сегодня вполне можно считать одной из самых нетривиальных и занимательных. Массовый интерес населения к происходящему говорит о том, что со «зрелищами» в стране все хорошо. Осталось подождать совсем немного, чтобы понять, а как же будет с «хлебом».