Зачем России паспортизация Донбасса?

Главная / Аналитика / Зачем России паспортизация Донбасса?
24 апреля президент России Владимир Путин подписал Указ «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке». Документ дал возможность жителям, постоянно проживающим на территориях «отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины», получать гражданство РФ в упрощенном порядке. Судя по реакции многих европейских экспертов, журналистов и политиков, решение российского президента стало для них настоящим сюрпризом. Это откровенно удивляет, ведь принятие указа было анонсировано заранее. К тому же, ему предшествовала длительная подготовка на уровне законодательства и медийная раскрутка этой идеи, которую было сложно не заметить. Нет сомнений в том, что удивление украинских властей от «внезапности» указа тоже в основном напускное. Вероятнее всего, команда пока действующего президента Порошенко ожидала подобный «подарок» еще перед вторым туром. Однако паспортный вопрос, по всей видимости, вписывается в совершенно новую тактическую линию Кремля по Украине, рассчитанную уже на поствыборный период — когда украинское государство находится в наиболее уязвимом положении. Если рассматривать принятое решение в широком контексте, то легко понять, что подобным жестом Москва транслирует четкие месседжи сразу по трем направлениям.

Для российского общества

Проект российской паспортизации Донбасса готовился давно, и его реализация оставалась лишь делом времени. При этом принятие окончательного решения явно затягивалось, что дало повод говорить об активной деятельности в Кремле проукраинских лоббистских групп. Многие эксперты в этой связи указывали на наличие мощного внутрисистемного сопротивления «продонбасским» инициативам, а также влиятельность киевских доверенных лиц, которые смогли оттянуть вопрос с паспортами вплоть до завершения президентских выборов в Украине. С подписанием указа подобные опасения должны поутихнуть. Кремль наверняка рассчитывает, что решение по паспортам произведет важный мобилизационный эффект: укрепит пошатнувшийся после скандальной пенсионной реформы рейтинг Владимира Путина, а также усилит оптимизм патриотических сил страны. Тем более, что последние уже давно ожидают от российского лидера решительных действий по Донбассу и Украине.

Для Киева

После смены власти в Украине многие эксперты ожидали от России ряда шагов навстречу, которые могли бы начать разрядку в двусторонних отношениях. Пока все происходит с точностью до наоборот. В новых условиях  Кремль фактически действует с позиции силы. После новых санкций и отказа поздравлять Зеленского с победой решение об упрощенном гражданстве РФ для жителей Донбасса является уже третьим сигналом со стороны Москвы. Вне всякого сомнения, все они адресованы как самому избраннику, так и его «команде» в максимально широком смысле этого слова. Вероятно, Россия одновременно и провоцирует, и стимулирует нового украинского лидера к большей конкретике по поводу урегулирования на Востоке, Минских соглашений и всего комплекса проблем между Москвой и Киевом. Кремль дает понять: строптивость Киева приведет к одностороннему определения статуса этих территорий. Есть и другой намек: любые попытки сохранить статус-кво считаются неприемлемыми, и на них российская сторона будет реагировать соответствующим образом.

Для западных партнеров

Для основных международных игроков решение Москвы — это своеобразный призыв к пересмотру позиций и подходов к урегулированию конфликта на востоке Украины. Затянувшаяся неопределённость в отношении Минских договоренностей вынуждает Кремль обращать внимание западных столиц на то, что ситуацию вполне можно подвесить на долгие годы по примеру конфликтов в Приднестровье и Нагорном Карабахе. Твердость намерений российского руководства должна сподвигнуть Берлин и Париж оживить и «перезагрузить» минский процесс. Определенные подвижки в этом направлении уже есть. Президент Франции Эммануэль Макрон обсуждал урегулирование на Востоке с Владимиром Зеленским еще до второго тура выборов. Сейчас в активном контакте с новым украинским лидером находится и канцлер германии Ангела Меркель, которая  обговорила с Зеленским перспективы нормандского формата и пригласила его на встречу в Берлине.

Попытка перезапустить диалог

Заявления Киева о том, что российская паспортизация Донбасса станет началом аннексии и оккупации, судя по всему, не имеют под собой реальных оснований. Как показывает опыт прочих непризнанных государств на постсоветском пространстве — Абхазии, Южной Осетии и особенно Приднестровья, Москва не ищет новых территорий, а Крым был особым случаем, за который приходится платить санкциями. Как правило, Кремль обычно «пестует» пророссийские анклавы, шантажируя таким образом «материнские» государства. Невзирая на вполне конкретные и угрожающие намеки, поводов для апокалиптических сценариев в отношении территориальной целостности Украины на сегодняшний день нет. Резкие движения в сторону Киева в период транзита власти — это скорее принуждение к диалогу о дальнейшей траектории движения как по донбасскому вопросу, так и по перспективам взаимоотношений двух государств. Впрочем, не стоит исключать того, что новые попытки Киева «маневрировать» в процессе мирного урегулирования конфликта на Донбассе будут сопровождаться дальнейшими жесткими мерами по интеграции отколовшихся территорий Украины в состав Российской Федерации.