В Молдове снова грядут выборы. За последние годы их было много, и все предвыборные кампании почти слились в одну непрерывную. Это бесконечное политическое шоу, похоже, не устаревает, но принципиально ничего не меняет ни в жизни страны, ни в жизни ее граждан. Зато предвыборный политический чад отлично маскирует реальные проблемы и чаяния простых жителей Молдовы, до которых никому нет дела, как бы отдельные политики не старались убедить нас в обратном. А ведь именно люди и есть страна.
Обозреватель RTA Олег ОЧЕРЕТНЮК разбирался в обычных проблемах людей, чьи интересы, как кажется, никого не волнуют.
Что такое выборы?
У любого государства есть незыблемая потребность – им нужно управлять, чтобы обеспечивать системное функционирование государственных институтов: безопасности, здравоохранения, образования, экономики.
Для того, чтобы не взваливать на рядового гражданина эти глобальные задачи, и существует система делегирования своих полномочий избранным людям. Выбранные депутаты должны всего лишь реализовывать данные им полномочия и возложенные задачи – граждане таким образом снимают с себя тяжелое бремя управления государством в ручном режиме, и, по идее, освобождают себя от ноши глобальных проблем, с этим управлением связанных.
Насколько полно и качественно нас депутаты освободили от такого рода проблем можно понять, обратившись напрямую к людям.
Проблемы молодежи
Где провести время?
Кристина N* – коренная жительница Кишинева, из интеллигентной семьи врачей, живет на «Ботанике». Рассказывает: чтобы понять, что у нас нечем заняться молодому человеку в свободное время, надо уехать хотя бы на полгода за границу. То, как убивают свое время ее сверстники, ей не нравится – за рубежом для этого больше возможностей, мест и энтузиазма.
Иван M* объясняет, что он любил работать "на земле" и это ему даже приносило нормальные для села деньги, но дом свой он покинул и уехал в Бельцы, потому что в селе вообще
нечего делать в свободное время. А теперь и Бельцы на Кишинев хочет поменять.
Где и как учиться?
Стелла N* объясняет, что если сам не станешь «ботаником» и не будешь все время сидеть за книгами, то сам по себе университет ничего не даст: преподаватели в большинстве своем «отрабатывают часы» и им не важно, что будет с выпускниками.
Октавиана M* я знаю с его пеленок. По рекомендации его папы Октавиан поступил в университет, через год поменял вуз, потом перешел в третий, а сегодня оканчивает университет в Германии, где и планирует остаться. Причина его метаний в Кишиневе банальна – нигде он не находил ответа, для чего ему вузовские знания и где он их после университета применит.
Где работать?
Мой сын Дмитрий* окончил кишиневский «политех» и сегодня, спустя 7 лет, он успешный архитектор-строитель. Дмитрий рассказывал, что после окончания университета по специальности нашли работу только 20% его сокурсников. И так почти во всех выпусках.
Моя хорошая знакомая Ирина N* успешно окончила кишиневский «мед», она умница и ей удалось найти работу в Кишиневе рядом с домом. Но она закончит свой срок условно обязательной отработки и уедет из Молдовы, потому что зарплаты молодого врача хватает, чтобы оплатить квартиру, телефон, интернет и «на сухарики». Что еще важнее для нее – это полное отсутствие перспективы, потому что она – честная и порядочная молодая женщина без «нанашей и кумовьёв».
Нет перспектив
Нынешняя молодежь выросла уже в «независимой» Молдове. Она выросла, глядя, как бесконечно борются за выживание их родители, а с годами ничего не меняется.
Нина Н* быстро повзрослела. Отец с детства убеждал ее, что девочку должен обеспечивать муж. В 18 лет она вышла замуж, в 19 – родила ребенка, после этого муж ушел. Теперь Нина мастер по маникюру в салоне моей знакомой, где мы и познакомились. Ей, естественно, не хватает зарплаты. А еще она «набила шишки», обивая пороги чиновников и больниц. Мать-одиночка везде упиралась в бюрократию, волокиту и безразличие, и сегодня не имеет от государства никакой ощутимой поддержки. Нина не видит в Молдове перспектив. Приняла окончательное решение и уже сделала необходимые шаги для эмиграции в Израиль, чему способствует то, что ее покойная мать была еврейкой.
Проблемы людей среднего возраста
Где и как жить?
Все, кто в «девяностые» был молодым, сегодня – люди среднего возраста. У них выросли семьи, у некоторых – внуки. Всем нужно помогать.
Рассказывает Георгий M*, радуясь, что мне удалось уговорить его жену и вырвать на полдня отдохнуть. Мы не виделись более 20 лет, со времен, когда были членами команды, которая открывала первый супермаркет на «Ботанике» в Кишиневе. Он так и живет на «Ботанике» в «трёшке» с мамой, женой, дочкой, сыном и его семьей из трех человек. В квартире почти никогда не гаснет свет, не перестает течь вода, не бывает тишины. При этом все экономят и копят на квартиру для семьи сына. С ужасом вся большая семья ждет зиму с ее непомерными для Молдовы коммунальными расходами.
Товары дорогие, качество обслуживания - низкое
Люди среднего возраста серьезно вымотались, увидели жизнь и справедливо хотят жить «не хуже, чем у людей».
Надежда N*, как сама рассказывает, и не заметила, как прошли годы. Она выросла из менеджера по туризму во владелицу маленького туристического агентства и втроем с мужем и зятем возит на своем же хорошем микроавтобусе туристов в туры по Европе. Она не понаслышке знает о европейских ценах и тамошнем уровне сервиса. Можно верить, когда она говорит, что цены в Молдове чрезмерно высокие, а уровень сервиса – низкий
Семьи разделены
Не будет лукавством и большой ошибкой сказать, что каждая третья семья Молдовы сегодня испытала на себе, каково это – быть порознь.
Вынужденная трудовая миграция разделила семьи, так как редко кому удается уехать в поисках работы вместе.
Мой давний друг Иван Б* 18 лет подряд в среднем на полгода уезжал на работу в Россию. В этом году по состоянию здоровья он первый полный год дома. Дочери, которая только начала взрослую жизнь, нужно помогать – и уехала за границу уже жена Вани. Я вижу, как Иван скучает по жене, и слышу, как он проклинает молдавское правительство, которое ничего существенного лично дня него и сотен его товарищей и их семей не предприняло.
Низкие зарплаты
Правительство РМ долгие годы провозглашало успехи в движении по пути европейской интеграции. Оттого особенно неясно, почему само же правительство, убеждая иностранных инвесторов в инвестиционной привлекательности Молдовы, считает положительным аргументом «дешевую рабочую силу».
Валентина Н* около 10 лет работает кладовщиком на большой оптовой базе. Она молчаливо возмущена тем, что хозяйка базы каждые два года меняет автомобиль и построила себе и дочери дорогой дом. И это не зависть: свое возмущение Валентина обосновывает тем, что сверхприбыль для хозяйки приносят ее работники, которые вынуждены молчать о всех «махинациях», на которые вынуждает идти своих сотрудников хозяйка. Это, например, «пересортица товаров» на складе, продажи по старым накладным и так далее. А зарплаты – самые низкие в Европе. Валентина считает, что в стране попросту установился феодальный строй.
Отсюда вытекает и другая проблема –
беззаконие, коррупция и попустительство проверяющих органов Молдовы. Правда, это уже проблемы всей страны.
Проблемы пенсионеров
Такая же глобальная проблема – «пенсионный вопрос». 90% пенсионеров сталкиваются с общими проблемами. Это несправедливое отношение и недостаток внимания государственных институтов, в частности – в здравоохранении; ущемление прав при трудоустройстве еще вполне трудоспособных людей, включая даже людей предпенсионного возраста. Особый акцент многие делают на критически низком размере пенсий, обращают внимание, что из аптек исчезли дешевые медикаменты, а продаются их дорогие аналоги. При этом размеры пенсий выглядят как откровенная насмешка над старшим поколением Молдовы.
К проблемам пенсионеров можно смело прибавлять все те трудности, с которыми сталкиваются люди среднего возраста – и получится настоящая, не приукрашенная картина действительности.
Что в итоге?
В начале материала мы оговорились, что проблемы людей – отражение качества избранной нами власти. Большинство из тех, что мы назвали, лежат в экономической плоскости и могут, должны быть решены с обязательным участием властей. Тех, комы мы делегировали свои права и полномочия.
Оценку качества их работы каждый сможет дать сам. Те, чьи истории рассказаны в тексте, уже это сделали.