На прошлой неделе Игорь Додон снова встречался с Владимиром Путиным. Визит имел четкий предвыборный оттенок: Игорю Додону пообещали, как он сам говорит, инвестиции в инфраструктуру Молдовы. Поэтому все удивились, что по возвращении на родину Додон сообщил о поездке своих советников Василия Шовы и Аурела Чокоя в Вашингтон для «консультаций по приднестровской проблематике». По мнению постоянного эксперта RTA Сергея Исаенко, визит эмиссаров Додона в американскую столицу непосредственно связан с т.н. «Big Deal» («большой сделкой») между США и Россией, слухи о которой циркулируют последние два года.
США и Россия ищут общий знаменатель в приднестровском вопросе
«Москва и Вашингтон с каждым днем все ближе к окончательному оформлению «большой сделки», контуры которой уже просматриваются. Скорее всего, предметом соглашения станет нормализация двусторонних отношений через взаимные уступки по проблемным кейсам в Европе, на Кавказе и Ближнем Востоке. Приднестровский вопрос станет частью грядущей сделки, и потому Белый дом и Кремль намерены «сверить часы» по этой теме. Решение Додона отправить советников в США спустя несколько дней после переговоров с Владимиром Путиным — явно не совпадение. Уверен, что эта поездка была не только согласована, но и инициирована Москвой, которая хочет «прощупать» параметры потенциальной договоренности по Приднестровью», — говорит эксперт.
Исаенко считает ошибочным мнение о том, что текущие «маневры» Москвы и Вашингтона — попытка вытеснить Европейский союз из переговоров по приднестровскому урегулированию. «Да, на молдавском направлении Брюссель пребывает в «техническом нокауте». Ситуация такова, что сегодня ему попросту не с кем вести диалог в Молдове. ЕС принципиально отказывается работать с правящей Демократической партией и ее лидером Владом Плахотнюком вплоть до парламентских выборов 2019 года. Рассчитывать же на какое-то плодотворное общение с Игорем Додоном и Партией социалистов также не приходится. Президент не решится «дразнить» сторонников, а также российских партнеров слишком тесными контактами с европейскими чиновниками. Тем более, что Додон строит свою предвыборную кампанию как раз на жесткой критике евроинтеграции», — рассуждает аналитик.
Несмотря на это, Исаенко полагает, что Европейский союз не стоит списывать со счетов. «Текущая ситуация — это временный казус. У Брюсселя есть достаточно рычагов влияния на многие процессы, происходящие в РМ, в том числе и на приднестровское урегулирование. ЕС сделает все, чтобы «Big Deal» учитывал его интересы, и заполучит свою долю славы в разрешении молдо-приднестровского конфликта», — добавляет эксперт.
Додон как посредник в российско-американских переговорах
Как отмечает Сергей Исаенко, от намерений Москвы и Вашингтона сблизить позиции по приднестровскому вопросу наибольшие дивиденды может получить сам Игорь Додон. «Прямо сейчас президент примеряет роль медиатора в российско-американских переговорах. Это даст ему шанс стать ключевым лицом в процессе приднестровского урегулирования, тем более, что он один не вызывает резкого неприятия ни у одной из сторон. В отличие от того же Плахотнюка Додон не является токсичной фигурой и обладает почти не подпорченным политическим реноме. Парадоксально, что номинальный характер его должности и отсутствие властных полномочий здесь играют на руку президенту — в конечном счете, он не ответственен за коррумпированность и неэффективность действующих властей», — считает эксперт.
Исаенко также подчеркивает, что политические круги в России, которые делают ставку на Игоря Додона, не упустят возможности дополнительно «накачать» его авторитет. «Москва потратила немало сил и ресурсов — финансовых, политических, медийных — для укрепления имиджа Додона внутри страны. Роль посредника в российско-американском диалоге резко повысит авторитет президента, позволяя ему перманентно набирать политические очки и повышать свою значимость», — заявляет аналитик.
При этом, по мнению Сергея Исаенко, наделять Игоря Додона функциями «посредника» для России рискованно. «Насколько бы компромиссной не выглядела фигура Додона, не стоит забывать, что он является составной частью существующей политической системы Молдовы со всеми ее партийно-олигархическими хитросплетениями. В случае удачной реализации этих планов статус посредника в торге мировых держав серьезно усилит положение господина Додона одновременно с ослаблением позиций координатора правящей коалиции. Поэтому впереди нас ждут интересные процессы», — уверен Исаенко.