Приднестровье и Украина: чего ждать?

Главная / Аналитика / Приднестровье и Украина: чего ждать?
С 28 ноября в некоторых областях Украины действует военное положение. Своим указом Петр Порошенко распространил его действие на области, которые граничат с Россией, морем и непризнанным Приднестровьем. В социальных сетях уже сообщают, что многие граждане России не смогли попасть в Украину. Глава администрации Винницкой области тем временем сообщил, что Винница готова к отражению агрессии из Приднестровья. Редакция RTA узнала мнение экспертов о сценариях развития событий вокруг Приднестровья.

«Российская угроза Шредингера»

Постоянный автор портала RTA Сергей ИСАЕНКО напоминает, что  «российскую угрозу из Приднестровья» украинская власть придумала еще в 2014 году, и некоторое время ситуация на границе непризнанной республики была взрывоопасной. «Тогда в Киеве объявили, что российские военные в Приднестровье могут открыть «второй фронт», и стали стягивать к региону войска. В прессе сообщали даже о случаях стрельбы на границе, но серьезного кровопролития удалось избежать. Основные «боевые действия» с пророссийским анклавом Украина устроила в СМИ. Провластные эксперты тогда постоянно придумывали фантастические сценарии провокаций, наступления российских войск и рассказывали о подготовке диверсантов в Приднестровье», — отметил Исаенко. Эксперт уверен, что на определенном этапе Украине стало сложно поддерживать миф о «приднестровской угрозе», так как слишком многое выглядело откровенным домыслом. «Тем, кто более-менее знаком с историей приднестровской проблемы, хорошо известно, что в миротворческая операция в Приднестровье — трехсторонняя. В ней участвуют Молдова, Приднестровье и Россия, а еще военные наблюдатели от Украины. Всем, в том числе Киеву, известно, какие войска размещены в регионе, какие функции они выполняют и куда перемещаются. Кроме того, из Приднестровья в соседнюю Одессу ежедневно ездят сотни людей, поэтому в рассказы про русские танки на границах никто не поверил. Киев оказался в нелепой ситуации и с 2016 года в военном контексте про Приднестровье там не вспоминали», — отмечает аналитик. По словам Сергея Исаенко, для Украины Приднестровье — это «угроза Шрёдингера», которая одновременно и существует, и нет. «Формально в Киеве никто не опровергал опасения про второй фронт из Приднестровья, а фактически все знают, что никакой угрозы оттуда нет. Пока про Приднестровье забыли, ее не было, когда ввели военное положения — она снова есть. Киев вряд ли пойдет на провокации в отношении непризнанной республики, потому что в них мало кто поверит», — считает он.

«Военные действия у границ НАТО — самый плохой вариант для Киева»

Эксперт RTA Сергей ЧЕБАН убежден, что президент Украины сейчас не в той ситуации, когда военное обострение в регионе сойдет ему с рук. Аналитик отмечает, что к Петру Порошенко возникло много претензий в Европе, так как фигура «президента войны» откровенно мешает перезагрузке отношений Брюсселя и Москвы. По мнению Чебана, провокацию в Приднестровье в Евросоюзе не оценят, а военные действия у границ НАТО — самый плохой вариант для Киева. «На молдавском направлении пересекаются самые разные интересы — ЕС, Румынии, России и не только. В Молдове скоро выборы, и любое обострение в регионе может серьезно дестабилизировать обстановку в стране. Европейские чиновники стараются удержать Молдову в своей орбите, и такие «сюрпризы» их вряд ли обрадуют», — считает он. Эксперт уверен, что в конечном счете любые авантюры на молдавском направлении могут неожиданно больно ударить по самой Украине. «У Киева не осталось реальных союзников в регионе, способных на нечто большее, чем политические декларации. Молдавские власти понимают, что ЕС старательно выводит Порошенко «в тираж» и не поддержат провокаций против Приднестровья. В самой Молдове выборы на носу, и вряд ли Брюссель с Вашингтоном позволят политическим режимам в Кишиневе и Киеве, эдаким «друзьям по несчастью», отсрочить транзит власти под предлогом всем очевидной вооруженной авантюры, сшитой белыми нитками. «Соединенным штатам, которые давно ведут планомерную региональную игру, вряд ли понравится, если их планы разрушит одно резкое движение. Очевидно, что военная провокация, к примеру, нападение на российские склады в Колбасной в полутора километрах от границы с Украиной приведет к неизбежному появлению в небе и на Тираспольском аэродроме самолетов ВКС РФ со всем набором очевидных последствий, включая экстренное усиление российской военной группировки. Уверен, что при таком сценарии придётся надолго забыть и о выводе российских войск, и о многих других вещах, возможно, и о некоторых действующих украинских политиках. Допустит ли Вашингтон, имеющий самое выгодное и стабильное региональное положение, столь нелепое разрушение своего пасьянса с угрозой военного столкновения с Россией без гарантированных шансов на успех? Безусловно — нет», — заключает Сергей Чебан. 

«Церковная сторона вопроса»

Другой автор RTA Дмитрий АСТАХОВ обращает внимание, что география военного положения в Украине удивительно совпадает с областями, где больше всего не поддерживают стремление Киева к автокефалии православной церкви. «Многие уверены, что Порошенко столкнулся с сопротивлением местного духовенства, которое не хочет переходить в автокефалию и тем более отдавать раскольникам приходы. Такая ситуация сложилась в Виннице — митрополит ратует за «раскол», духовенство — против. Некоторые эксперты считают, что Киев целенаправленно ввел военное положение, чтобы подавить общественное недовольство грядущей экспроприацией церковного имущества и паствы в пользу автокефальной церкви», — говорит Астахов. По мнению автора, на деле эта история — крупнейший провал Порошенко, который не сумел вовремя разглядеть негативные последствия «церковной стороны вопроса». «Дату выборов Рада утвердила. Если сейчас сторонники автокефалии начнут наступление на позиции несогласного с «томосом» духовенства в областях, где введено военное положение, эти области никогда не проголосуют за Порошенко. А вслед за ними и другие, если поймут, что инцидент в Керчи — лишь повод для церковного передела», — считает он. «В той же Винницкой и Одесской областях недовольство общественности можно списать на близость мятежного Приднестровья. Только Порошенко такой передел оказывается во вред, если конечно президент не задумал продлить военное положение на долгий срок — а это маловероятно при текущих его ресурсах. Скорее всего, мы наблюдаем, как Порошенко стремительно теряет рычаги влияния на ситуацию и уже не управляет процессом отделения украинской церкви. А вот ответственность за все грядущие конфликты ляжет как раз на него», — убежден Астахов.