Под конец ушедшего года парламент Молдовы принял закон «О кондоминиуме». Документ вступит в силу только через 6 месяцев после опубликования, но новогодние каникулы — самое подходящее время, чтобы задуматься над тем, в каких условиях нам придется выживать через полгода.
Что меняется для граждан?
К тому, что выборы сопровождаются активными попытками задобрить избирателей, все уже привыкли. Повышение пенсий и заработных плат, хорошие дороги, дешевая ипотека и отпуск летом — новости в Молдове в последнее время одна другой краше. На этом фоне едва заметно звучит красивое слово «кондоминиум». Для молдавского уха может и не новое, но устойчивых ассоциаций (кроме как с благополучной жизнью на Западе) не имеющее. В отличие от популистских «Prima casa» и «Drumuri bune pentru Moldova» о кондоминиумах власти предпочитают не распространятся.
И не зря — шутки про отдых со шпателем теперь вовсе и не шутки.
По новому закону абсолютно все многоквартирные дома в стране переходят в кондоминиумы. Это значит, что теперь жилые дома и вся их инфраструктура будут собственностью жильцов. Оболочка у этой пилюли на первый взгляд заманчивая. Думаю, доверчивые наши граждане уже начали представлять, как они распорядятся своей «долей», идущей в довесок к квартире: некоторой частью лифта, полутора квадратными метрами лестничного пролета, метром бордюра, частью тротуара (которая обязательно без ям), углом подвала, чердака и посадочным местом на любимой скамейке. Больше того, появляется возможность контролировать застройку двора и теоретически даже подзаработать на платной парковке.
Однако, где право, там и ответственность, а дьявол по обыкновению кроется в деталях. В частности, закон накладывает обязательство содержать все указанное добро в хорошем состоянии, благоустраивать и ремонтировать за свой счет. Не забывая при этом, что специально обученные люди из органов местного управления будут эти процессы внимательно контролировать.
Проще говоря, неподъёмный актив безнадежно устаревшего жилищного фонда власть ловким движением перебросила на крепкие натруженные плечи граждан. Схема такова: в установленные законом сроки владельцам квартир надлежит провести общее собрание, выбрать форму управления кондоминиумом, назначить управляющего и договориться о сумме взносов в «Фонд ремонта и развития». Может это и хорошо, что соседи, наконец, узнают друг друга не только в лицо. С другой стороны, по-видимому, первое же собрание станет почвой для долговременных бытовых конфликтов и поссорит жильцов: уровень благосостояния наших граждан очень отличается.
А жить желательно дружно. Все решения по новому закону принимаются большинством голосов. Это значит, что соседи могут сговориться и внести в регламент кондоминиума какие угодно правила: не парковаться на определенных участках, содержать ни одной кошки и не выгуливать собак на газоне.
Еще одна проблема — по новому закону «собственник обязан платить взносы, обязательные платежи, установленные общим собранием, оплачивать другие общие расходы». Как легко понять, нахождение за границей или мизерные доходы оправданием не являются. Не можешь заплатить — продавай свою долю.
Заберите, пока совсем не развалилось
Молдавский жилищный фонд не просто стар, он, как в анекдоте, «суперстар». По некоторым данным только в Кишиневе 80 % жилых домов сильно изношены и требуют срочного ремонта инженерных сетей и кровли. С ответственными за ремонт организациями ситуация аховая — подавляющее большинство ЖЭКов находятся в стадии банкротства (к примеру, в Кишиневе — 22 из 23) и имеют огромные долги перед поставщиками услуг. Доведя ситуацию до крайности, власти «изобрели» кондоминиумы, в которые можно принудительно «загнать» жильцов и повесить на них ремонт домов. С точки зрения чиновников ход действительно выглядит креативно — и от проблемы формально избавились, и от связанного с ней народного недовольства. Раньше жаловались на плохую работу ЖЭКов, теперь жаловаться можно только на себя.
Жители Молдовы уже поняли, что к чему. «КП в Молдове» стала площадкой для «крика души» одного из них:
«Представьте себе многоквартирные дома 60-х, 70-х, 80-х годов постройки прошлого века – лифты, крыши, водопровод и канализация, электрика – все это не ремонтировалось ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ, износ запредельный, их поддержание, ремонт и замена стоит астрономических денег, кто будет платить за все это? Жильцы? А если половина квартир стоит пустая (хозяева на заработках), а как насчет пенсионеров, безработных, и т.д.? Они платить не будут – нечем! А кто будет? Добрые дяди из Брюсселя? Сильно сомневаюсь... В итоге, мы станем свидетелями возникновения на месте старых микрорайонов советской постройки настоящих гетто, с разрушенной инфраструктурой и соответствующим образом жизни – молдавских аналогов нью-йоркских «гарлемов»…».
Становится совсем не смешно, если вспомнить, что Молдова находится в сейсмически активной зоне и состояние жилого фонда — вопрос безопасности. Еще в 2014 году было утверждено Положение о технической инвентаризации и паспортизации жилых домов. Данная работа требует серьезных денег и, естественно, на сегодняшний день воз и ныне там. Теперь же молдавские законодатели удобно обязали ее оплачивать кондоминиумы, а это, по некоторым оценкам, порядка 10 тысяч леев. В итоге малоимущим молдаванам придется брать кредиты на поддержание сейсмоустойчивости жилья или тихо ждать повторения землетрясения 1986 года.
Очевидно, закон существенно повлияет и на рынок недвижимости. До сих пор малогабаритные однокомнатные и двухкомнатные квартиры в секторе вторичного жилья пользовались стабильным спросом. Но значительное повышение стоимости содержания старого жилфонда с прилегающей территорией приведет к естественному уходу спроса в сторону новостроек. Несмотря на программы льготного ипотечного кредитования, количество желающих перейти от аренды жилья к его приобретению, вероятно, сократится. Логично ожидать и повышения арендной платы.
Но должно же быть что-то позитивное? Оно есть. Частная собственность становится чуть более прикосновенной — закон прописывает условия доступа в частные квартиры, а также запрещает подвергать опасности общее имущество и имущество другого собственника. После трагических событий на Рышкановке возможность выявления нарушений тех же незаконно установленных газовых баллонов будет плюсом.
Выводы напрашиваются неутешительные. Власти снова продемонстрировали свое истинное лицо и отношение к рядовым гражданам страны. «Хорошие дороги и зарплаты» — это все продукты предвыборной поры, в которой все они вероятно и останутся. А вот кондоминиумы теперь с нами надолго. Кто бы не победил на выборах, от такого удобного закона вряд ли откажется любая власть. Остается лишь гадать, какую следующую назревшую проблему чиновники попробуют решить за счет простых людей.