Плахотнюк метит в премьеры. Как отреагирует Евросоюз?

Главная / Аналитика / Плахотнюк метит в премьеры. Как отреагирует Евросоюз?
Пару недель назад пока еще спикер парламента РМ и кандидат в депутаты от Демократической партии Андриан Канду, выступая на молдавском телевидении, как бы невзначай прорекламировал своего кума и по совместительству лидера ДПМ и главного олигарха Молдовы на пост главы правительства страны. «Премьер и кабмин без политической поддержки равны нулю. У нас правительство назначается правящей партией, а власть ее лидера велика... Посмотрим, если он (Плахотнюк) в будущем займет какие-либо должности. Я думаю, что он был бы очень хорошим премьер-министром» — заявил спикер. Что это было — частное мнение Канду или крупный спойлер о политическом устройстве Молдовы после 24 февраля?

Новый «заход» на премьерский пост

Несколько лет назад Влад Плахотнюк, выбираясь из тени молдавской политики, уже пытался заполучить кресло премьер-министра. Сначала путем ухищрений и интриг он организовал массовую миграцию депутатов в лагерь ДПМ, а после этого через послушное парламентское большинство режиссировал свое выдвижение на пост главы правительства. Затея почти удалась: лишь неожиданное препятствие в лице президента Тимофти, на которого активно давил Брюссель, отделило олигарха от заветной цели. С тех пор о намерении Координатора лично возглавить исполнительную власть в стране в руководящих кругах больше не говорили. В конце 2017 года тот же Канду даже специально подчеркивал, что лидеру Демпартии «комфортно и на своем месте». Однако нынешнее высказывание спикера показывает, что идея с премьерством Плахотнюка, что называется, живее всех живых. Это не удивительно: «главный демократ» далеко не тот человек, который легко отказывается от своих замыслов, да и вожделенный пост ему нужен сейчас ничуть не меньше, чем в 2016 году. В самом деле, кресло премьера помогло бы решить многие проблемы Плахотнюка. Во-первых, это возможность в некоторой степени узаконить свою власть над страной и, наконец, избавиться от токсичного ярлыка «неофициального хозяина Молдовы». Во-вторых, статус главы правительства открывает двери в высокие европейские кабинеты, куда опальный олигарх не вхож уже давно. В ДПМ наверняка понимают, что открыто объявлять об амбициях своего вождя сейчас опрометчиво. Это как минимум отпугнет некоторых избирателей и зарубежных партнеров РМ. Поэтому заявление Канду — либо намеренная проверка реакции публики, либо случайный «спойлер» в исполнении спикера.

Брюссель не потерпит «молдавского Мадуро»

Впрочем, даже если Плахотнюк хочет премьерское кресло, внешнеполитическая обстановка ему не благоволит. Это подтверждает развитие ситуации вокруг Венесуэлы, которая при всей специфичности очень похожа на Молдову. Например, постоянной миграцией населения, кризисом в экономике, подконтрольными режиму судами и силовиками. А еще оппозицией, которую поддерживает Запад. Как и у венесуэльских политиков, у правящих демократов практически нет шансов честно победить на грядущих выборах. Поэтому молдавских демократов должна серьезно насторожить реакция Европейского союза, который настроен резко против властей Венесуэлы. Евросоюз, по сути, поставил ультиматум режиму Мадуро, открыто вмешавшись в политический кризис в боливарианской республике. Такое поведение Брюсселя, на первый взгляд нетипичное — далеко не единичный случай. В последнее время руководство ЕС действует все более смело и решительно в защите собственных интересов и инвестиций, обживаясь в роли самостоятельной геополитической силы. Руководству Молдовы об этом точно известно не понаслышке. Времена, когда европейские чиновники «нянчили» молдавские власти давно прошли: теперь ЕС отказывает им в финансовой помощи и даже в общении, не стесняясь одновременно поддерживать оппозицию. Для РМ ситуация осложняется тем, что в отличие от других крупных игроков, ЕС исходит не только из соображений геополитики, но также демократических ценностей и прав человека. И одной риторикой «противостояния российской угрозе» сыт уже точно не будет. Брюсселю нужны реальные реформы и развитие демократии — чего ДПМ обеспечить не смогла и вряд ли сможет в будущем. Новые подходы Европейского союза должны бы наводить Плахотнюка на грустные мысли. Брюссель готов бороться за демократию в далеком латиноамериканском государстве на другом конце света. Станет ли он терпеть узурпацию власти на выборах «молдавским Мадуро» в стране, расположенной у самых границ ЕС?