«Ушли в народ». Как победить на выборах в Молдове

Главная / Аналитика / «Ушли в народ». Как победить на выборах в Молдове
Постоянный эксперт RTA Дорин МОКАНУ рассказал, как Демократическая партия использует себе во благо протестные настроения в обществе.
Избирательная кампания в Молдове кажется более скучной, чем ожидалось. Прошедший 2018 год был урожайным на громкие заявления и многообещающие маневры. Все запасались попкорном, ожидая решающую схватку между основными соперниками по избирательной гонке в январе-феврале 2019 года. Вместо этого властвующая Демократическая партия показательно не стала участвовать в публичных баталиях и «ушла в народ». 26 января, сразу после старта предвыборной кампании демократы сели в большой синий автобус и отправились в турне по Молдове. Ключевые политические фигуры — вице-премьеры, министры и видные партийцы — отложили в сторону государственные дела и во главе со спикером парламента Андрианом Канду ринулись убеждать население, что только ДПМ сможет построить светлое будущее. И руководствовались, надо сказать, очень холодным расчетом. 

«Страна идет в неверном направлении»

Опросы общественного мнения прошлого года показали неутешительные результаты для коалиции Плахотнюка. Согласно данным Center for insight in survey research опрос сентября-октября 2018 года под названием «Молдаване обеспокоены коррупцией и честностью выборов» 70% граждан посчитали, что дела в Молдове идут в неверном направлении. Впрочем, так было почти всегда: последние 15 лет граждане РМ зачастую недовольны жизнью в стране, и их в этом очень сложно упрекнуть. При этом крупные геополитические «повороты» влияют на общественные настроения, но лишь ненадолго: по мнению экспертов, молдаване быстро разочаровываются во власти, так как общий уровень достатка граждан почти не меняется. Как видно на графике, за последние 14 лет количество довольных и недовольных тем, как развивается страна, уравнивалось всего два раза: во время прихода к власти проевропейских партий в 2009 году и после получения РМ безвизового режима в 2014-м. Возвращение к прямым выборам президента в 2016 году также немного снизило недовольство, но спустя год ситуация «откатилась» к исходной точке. Факты показывают, что громкие политические события на внутренней и внешней арене не способны надолго отвлечь население Молдовы от насущных проблем и улучшить рейтинги правящей власти. В эпицентре постоянного внимания молдавских граждан находятся близкие и понятные им вопросы: зарплаты и пенсии, коррупция, безработица, рост цен и инфляция, бедность, дороги и т.д. Среди реальных проблем людей нет сепаратистского Приднестровья, российской угрозы и прочей прочей геополитической кухни, с которой так любят заигрывать молдавские политики. Что действительно интересует население, так это демократическое развитие Молдовы: им недовольны почти 40% граждан (для сравнения в 2004 году — лишь 17%). При этом процент сомневающихся за эти годы упал до 3%, а это значит, что почти все жители РМ осознают реальное положение дел в стране. Сторонников реформ в обществе за последние годы стало еще больше на 14%. При этом подавляющее большинство молдаван (86%) уверено, что управление государством осуществляется в олигархических интересах. 

Работа на местах вместо шумной кампании

Разочарованность населения социально-экономической и политической ситуацией в стране привела и к падению авторитета власти. Так, легитимность парламента находится на уровне статистической погрешности: полностью поддерживают его деятельность лишь 6% населения. При этом, по мнению граждан, данный институт является самым коррумпированным в Молдове. Так считают 30% граждан. Очевидно, что полной утрате доверия к парламенту способствовала и практика подкупа и перебежек депутатов. Это значит, что банальное повторить опыт прошлого, «купить всех» и избежать народного гнева в 2019 году будет сложно. При этом рейтинг избранного на прямом голосовании Игоря Додона наоборот вырос в отличие от парламента, где прошлые выборы проходили только по спискам. Ситуация приблизилась к критической. Выход из ситуации подсказали все те же опросы. Как выяснилось, местным органам власти доверяют 60% опрошенных — это гораздо больше, чем центральным. Кроме того, для половины опрошенных при решении за кого голосовать важна личность кандидата, и лишь для 6% — его партийная принадлежность. Согласно все тем же опросам, главной проблемой, которую должно решить правительство Павла Филипа, стал рост заработных плат и пенсий — так считает треть респондентов. Следуя настроениям в обществе, ДПМ заблаговременно создала для себя комфортные условия избирательной гонки. В бюджете нашлись немалые суммы на социальные выплаты и доплаты, инфраструктурные проекты и прочие меры «быстрого» улучшения жизни людей в предвыборные месяцы. ДПМ заговорила с населением на местах понятным языком — «вот здесь выросли зарплаты, а тут построены дороги» — и это работает. Интересно, что демократы, по сути, переняли подходы Партии социалистов к предвыборной агитации. ПСРМ и ее лидер Игорь Додон уже давно позиционируют себя как партия от народа и для народа. Поэтому социалисты последовательно давят на близкие и чувствительные для простых людей темы: семью, труд, традиционные ценности, благосостояние, сохранение национальной идентичности. Главное достижение ПСРМ в текущей предвыборной кампании — таможенные послабления на молдавский экспорт в России и амнистия для трудовых мигрантов, то есть вещи вполне осязаемые и конкретные. Не имея бюджетных возможностей, сопоставимых с капиталом ДПМ, Игорь Додон пошел по чисто социалистическому пути «льгот», что тоже возымеет свой эффект на избирателя. Наряду с этим на уровне предвыборной риторики посыл социалистов также обращен «к народу» и обыгрывает темы коммунальных услуг, образования, языка и здравоохранения. Занятно также, что геополитика в риторике ПСРМ и Додона с приближением дня голосования уходит на второй, а то и на третий план. 

Демпартии никто не мешает

Одномандатные округа стали для электоральных конкурентов верной «личной» гарантией вхождения в новый состав парламента. Так, многие видные молдавские политики оказались среди кандидатов и в национальных, и в одномандатных округах. От партии социалистов в обоих списках — Зинаида Гречаный, Владимир Цуркан, Влад Бэтрынча, от «ACUM» — Андрей Нэстасе и Майя Санду, от Демпартии — Влад Плахотнюк, Павел Филип, Дмитрий Дьяков. Список можно продолжать: основные действующие лица перестраховываются, чтобы точно не потерять неприкосновенность. С другой стороны, это также и свидетельство кадрового дефицита в ведущих партиях: никто не желает включать социальные лифты и обновлять партийный костяк, тем более перед выборами, когда в битву лучше идти с закаленными в боях ветеранами, чем с политическими юнцами, не нюхавшими пороху. Еще интересней то, что первые лица лидирующих в избирательной гонке партий и блоков не решились непосредственно бросить друг другу вызов ни на одном из округов. В преддверии выборной кампании лидеры оппозиции заявляли о готовности дать бой правящим демократам. Однако никто из них не захотел устроить конкуренцию лидерам Демократической партии на одномандатных округах, например Владу Плахотнюку в Ниспоренах. Они предпочли вести борьбу в «тихих гаванях» без реальной конкуренции. В результате, пока ACUM, социалисты и сторонники Илона Шора ведут непримиримую борьбу между собой, выдвигая обвинения и судебные иски, ДПМ фактически парит над избирательной схваткой, занимаясь прямой работой с избирателями. Эффективность такой тактики сейчас может вызывать вопросы, но трудно спорить с тем, что она вызывает симпатии у населения. А значит, «синий автобус демократов» по итогам выборов может уехать дальше, чем многие себе представляют.