От Кремля добра не ищут

Главная / Новости / От Кремля добра не ищут

В Молдавии на финишную прямую вышли переговоры об альянсе между поддерживаемыми Москвой пророссийскими социалистами и Демпартией, чьи лидеры резко критикуют Кремль. Переговоры антагонистов организовал фактический руководитель Партии социалистов, президент страны Игорь Додон. Россия по разным, в том числе телевизионным, каналам предупредила господина Додона о «политической смерти» в случае сотрудничества с лидером демократов Владимиром Плахотнюком, который считается в Кремле нерукопожатным.

Переговоры демократов с социалистами прошли 2 апреля в президентской резиденции в присутствии Игоря Додона. Кроме него пророссийскую партию на встрече представляли лидер социалистов Зинаида Гречаная, а также депутаты Ион Чебан и Влад Батрынча. От Демпартии пришли ее лидер Владимир Плахотнюк, выстроивший в стране вертикаль личной власти и контролирующий все без исключения госинституты, а также его ближайшие соратники — премьер Павел Филип и экс-спикер Андриан Канду.

Господин Додон объявил себя не участником процесса, а независимым арбитром. «Это последняя встреча в таком формате. Президент сыграл свою роль: моя задача состояла в том, чтобы пригласить партии начать переговоры»,— сказал он. Тем самым молдавский президент представил ответственными за результат диалога партийных лидеров. Формально так и есть: он ушел с поста лидера Партии социалистов в 2016 году сразу после избрания президентом. Но сохранил влияние на принятие ключевых решений в пропрезидентской партии.

Встреча, судя по заявлениям ее участников, оказалась продуктивной. «Мы выслушали позицию социалистов и нашли общие взгляды на социальную сферу. У нас есть общее, но есть и различия в подходах, в частности, что касается политических вопросов. Нам нужно теперь проанализировать все услышанное и решить, как мы можем сотрудничать и возможен ли вообще конструктивный диалог между партиями»,— подвел итоги Владимир Плахотнюк.

Зинаида Гречаная отметила, что у политиков два варианта: «Стабильная власть в стране или снова обратиться к избирателю». Тем самым председатель Партии социалистов намекнула на роспуск парламента, если не будет создано большинство.

По итогам выборов, которые состоялись 24 февраля, ни одна из партий, оказавшихся в законодательном органе, не смогла добиться результата, позволяющего править в одиночку. Социалисты получили 35 мест из 101, правящая последние годы Демпартия — 30. Оппозиционные прозападные партии «Платформа достоинство и правда» и «Действие и солидарность» (шли единым блоком ACUM — «Сейчас») провели в парламент 26 депутатов. Еще семь мандатов получила входящая в орбиту демократов партия «Шор» (названа в честь своего лидера — бизнесмена и супруга российской певицы Жасмин Илана Шора), а три кресла заняли независимые депутаты, также близкие к Демпартии.

Хотя демократы и контролируют в общей сложности 40 мест, назначить правительство в одиночку ни они, ни кто-либо другой не в состоянии: для этого нужен минимум 51 голос.

На встречу у Игоря Додона звали и лидеров ACUM, но оппозиционеры прийти отказались: они говорят, что не желают вести дела с Владимиром Плахотнюком, которого называют узурпатором власти. Лидеры ACUM Андрей Нэстасе и Майя Санду накануне призвали всех депутатов, которые неподконтрольны господину Плахотнюку, обсудить с ними действия по освобождению страны из-под власти олигарха. Призыву никто из социалистов и демократов не внял.

На формирование большинства по закону отводится три месяца со дня выборов. Но собеседники “Ъ” в Кишиневе не исключают, что до конца апреля, а возможно и раньше, социалисты и демократы обо всем договорятся, назначат руководство парламента, а затем и сформируют правительство.

В Москве, чья активная поддержка социалистов и лично Игоря Додона способствовала тому, что эта партия стала парламентской, а господин Додон — президентом, не раз давали понять, что сотрудничество с Владимиром Плахотнюком неприемлемо. В России олигарх является фигурантом двух уголовных дел: его обвиняют в отмывании денег и попытке организации заказного убийства.

Собеседники “Ъ” в нескольких российских госструктурах, занимающиеся молдавским направлением, говорили, что ждут от Игоря Додона противодействия господину Плахотнюку.

По их словам, до него было доведено, что коалицию лучше создать с прозападным ACUM, чем с токсичным олигархом. В противном случае, допускали источники “Ъ”, Игорь Додон, которого раньше часто принимал президент РФ Владимир Путин, может лишиться былой политической и прочей поддержки. Ранее по просьбе господина Додона Москва открыла российский рынок для молдавского вина и фруктов, а также объявила амнистию для трудовых мигрантов из Молдавии.

Если раньше эти сигналы до Игоря Додона доводили по дипломатическим и другим каналам, то в минувшие выходные об этом ему сообщили отрыто и прямым текстом. 31 марта в программе «Вести недели» на телеканале «Россия-24» вышел сюжет, в котором Дмитрий Киселев не стеснялся в выражениях, описывая коварность Владимира Плахотнюка. Заявив, что лидер молдавских демократов начинал карьеру с работы сутенером, господин Киселев предупредил Игоря Додона, что выбор олигарха в качестве партнера будет означать для молдавского президента «политическую смерть». «Репутация теряется один раз,— наставлял президента Молдавии господин Киселев.— Зато в коалиции с правыми (имеется в виду блок ACUM.— “Ъ”) у социалистов Додона есть шанс создать, по крайней мере, антиолигархический альянс. Разве не об этом мечтают избиратели и социалистов, и правых?»

Игорь Додон в ответ продемонстрировал стрессоустойчивость к подобным внушениям. На просьбу “Ъ” прокомментировать сюжет Дмитрия Киселева и возможную потерю поддержки Кремля он заявил, что уже ответил на эти вопросы в своем сегодняшнем выступлении. Судя по всему, молдавский президент имел в виду пресс-конференцию, которую он дал по итогам переговоров социалистов с демократами. На ней он заявил, что мнение извне не должно влиять на внутреннюю политику.

«Комментаторы бывают разные,— сказал господин Додон о Дмитрии Киселеве (цитата по NewsMaker.md).— Будет коалиция или не будет — решат партии, а не президент. Насколько она токсична или выгодна — партии определят и оценят риски. Пусть партии сами решают. Категорически нельзя строить политическую повестку, исходя из чьего-то мнения извне». Он также отметил, что «вне зависимости от того, какая коалиция будет в Молдавии, президент Игорь Додон всегда будет за стратегическое партнерство с Россией».

В Москве переговоры социалистов с партией Владимира Плахотнюка официально пока не комментируют. В МИД России “Ъ” сказали, что это «внутренние процессы».

Воздерживаются от высказывания своего мнения и парламентарии. «Я бы считал некорректным, пока ничего не закончилось, начинать это комментировать,— сказал “Ъ” глава комитета Совета федерации по международным делам Константин Косачев.— Когда от нас ожидают подтверждения того, что мы вмешиваемся в дела других стран, мой ответ был бы блестящей демонстрацией того, что мы это делаем. А мы этого не делаем».

Коммерсантъ