Молдова-2019: консенсус по Приднестровью откладывается?

Главная / Аналитика / Молдова-2019: консенсус по Приднестровью откладывается?
Эксперт RTA Дорин МОКАНУ отмечает, что проблеме Приднестровья не нашлось места в приоритетах новой власти Молдовы. Автор предполагает, что приднестровская проблема до сих пор считается самым «неблагодарным» делом для молдавских политиков и поэтому снова убрана «за скобки». Завершение внутриполитического кризиса в Молдове и появление в стране новой конфигурации власти обещало и обещает перемены в самых разных сферах. Целый ряд вопросов молдавской политической действительности нуждаются в пересмотре и корректировке позиции официального Кишинева в соответствии с принципами, которые исповедует правящая коалиция ACUM-ПСРМ в парламенте. Один из таких вопросов — реинтеграция страны, руководить которой Игорь Додон назначил опытного и хорошо знакомого с проблемой Василия Шову. С одной стороны, Приднестровье всегда демонстративно отдаляется от сложных тектонических процессов, протекающих в недрах молдавской политики. С другой, приднестровский вопрос остается в достаточно «нагретом» состоянии по всей видимости из-за того, что кульминация борьбы за власть в Молдове была связана с компроматами и локальным скандалом из-за якобы предлагавшейся Додоном, а на самом деле Плахотнюком, федерализации страны. Судя по самым разным болезненным реакциям в Кишиневе и многократным опровержениям из уст Санду и Додона, тема «федерализации» некоторое время удерживала Приднестровье в повестке дня новой власти. Понятно, что в стане право-социалистической коалиции позиции по приднестровскому урегулированию сильно разнятся прежде всего по линии умеренно пророссийской ПСРМ и стерильно-проевропейского правительства Майи Санду. Стоит ли вспоминать, что в 2013 году социалисты Додона действительно разработали проект федерализации Молдовы и даже опубликовали его? Тем не менее, сейчас это не так важно: содержание программы правительства Санду позволяет заново представить контуры того, как Кишинев продолжит диалог с Тирасполем. Правительство ACUM-ПСРМ предлагает следующие, в сущности, не новые идеи:
  • Содействие диалогу с населением из населенных пунктов на левом берегу реки Днестр для продвижения идеи разрешения конфликта.
  • Мониторинг положения в области прав человека в населенных пунктах на левом берегу реки Днестр и продвижение соответствующих мер для обеспечения их соблюдения.
  • Стремление к обеспечению свободного и безусловного перемещения граждан на всей территории Республики Молдова.
  • Устранение внутренних факторов, которые подпитывают конфликт, в том числе с правого берега Днестра, путем тщательного анализа схем незаконной экономической деятельности для их ликвидации. Применение строгих санкций к должностным лицам из РМ в соответствии с действующим законодательством, которые создают, продвигают или участвуют в схемах незаконной экономической деятельности на региональном или трансграничном уровне.
  • Продвижение идеи создания фонда, обеспечивающего процесс воссоединения государства, с участием и международным мониторингом проводимых мероприятий.
  • Углубление партнерства с Украиной, ориентируясь на устойчивое политическое урегулирование приднестровского конфликта, укрепление региональной безопасности, углубление торгово-экономических отношений, управление водными ресурсами реки Днестр с учетом национальных интересов обеих сторон.
  • Подписание договора с Украиной на поставку электроэнергии и расторжение договора на поставки электроэнергии из Приднестровья.
С формально-бюрократической точки зрения можно говорить о достаточно низком интересе со стороны нынешнего прозападного крыла молдавских политиков к приднестровской проблеме и неприкрытом желании всячески дистанцироваться от нее. В каком-то смысле это можно считать «заслугой» Игоря Додона, который сделал из приднестровского вопроса достаточно токсичный кейс, в особенности для нового поколения молдавских политиков. В ожидании того, что Кишиневе появится ясная позиция по Приднестровью, находятся и ключевые международные игроки. К примеру, многие обратили внимание, что в отличие от программы предыдущих молдавских правительств в программном документе Майи Санду внезапно не нашлось таких принципиальных аспектов, как территориальная целостность и поиск политического урегулирования исключительно в рамках формата международного процесса переговоров в формате «5+2». На фоне ожесточенного отрицания и порицания слухов о возможной федерализации это обстоятельство смотрелось тем более обескураживающе. В этой связи в преддверии своих первых зарубежных визитов лидеры новой коалиции к концу минувшей недели практически одновременно обозначили позицию по приднестровской проблеме. Майя Санду, в частности, заявила о том, что решение конфликта может произойти лишь при условии подходящего геополитического контекста, который, по всей видимости, на текущем этапе отсутствует. Игорь Додон в своем заявлении на одном из молдавских телеканалов «отложил» политическое урегулирование на полтора года, сославшись на отсутствие как внутреннего, так и внешнего консенсуса — хотя еще в дни визита Дмитрия Козака был категорично настроен «разбираться» с левобережьем. Судя по всему, тематика приднестровского урегулирования, а в особенности ее политическая часть постепенно — как и много раз до этого —выпадают из актуальной повестки нынешних молдавских властей. Кишинев в очередной раз выбирает наилучший способ бездейственного выжидания: пусть в итоге непонятно, кому поможет или повредит упущенное время, главное не наделать глупостей «в моменте».