В условиях взаимного недоверия между Россией, Украиной и Европейским союзом правительство Санду-Додона может стать главным посредником в переговорах по газу
Сегодня президент Молдовы Игорь Додон отправился с визитом в Россию, где проведет встречу с вице-премьером Дмитрием Козаком. Как сообщается, одной из основных тем общения Додона со спецпредставителем Владимира Путина станет вопрос поставок российского газа в Молдову. Скорее всего, Додон попытается «угнаться» за внешнеполитическими успехами правительства Майи Санду, которому удалось добиться разблокирования макрофинансовой помощи ЕС, и выторговать в Москве снижение цены на газ. Президент в интервью российскому ТАСС не зря подчеркнул, что в получении вожделенной скидки на голубое топливо Кишиневу может помочь статус наблюдателя при ЕАЭС — ведь о нем в свое время удалось договориться именно Додону.
Однако скидка не будет иметь значения, когда газ до Молдовы просто не дойдет. Всем очевидно, что на данный момент для Молдовы намного острее стоит вопрос даже не о снижении цены на газ, а в принципе о сохранении прежней схемы поставок. Как известно, с этим сейчас огромные проблемы. Действующий контракт на транзит российского газа через территорию Украины истекает уже в конце этого года. Переговоры в трехстороннем формате Россия-Украина-ЕС по его продлению пока идут крайне медленно и без существенно прогресса.
Напрямую договариваться Киеву и Москве в нынешних условиях невероятно сложно. Стороны ставят друг другу излишне жесткие, часто невыполнимые предусловия, а каждое заявление по теме газа от представителей России и Украины на родине рассматривается буквально под микроскопом на предмет «предательства национальных интересов». Это практически исключает возможность для маневра и компромисса. К тому же, и без того вялотекущие переговоры по газу также осложняются сложным предвыборным контекстом в Украине, где не прекращается череда выборов.
Разумеется, и Москва, и Киев стараются уклониться от вины за пробуксовку переговоров и время от времени выдвигают различные инициативы. Так, недавно Газпром предлагал начать переговоры «с чистого листа», а Владимир Зеленский высказывал твердое намерение решить проблему и как можно скорее сесть за стол переговоров, так как это «вопрос энергетической безопасности страны». Однако на практике ситуация не двигается вперед, и даже посредничество Брюсселя не особо помогает. Как между Россией и ЕС, так и, разумеется, в еще большей степени между Киевом и Москвой, царит тотальное недоверие.
В этот момент как нельзя появилось коалиционное правительство «геополитического согласия», созданное проевропейским блоком ACUM и пророссийскими социалистами в Молдове. Майя Санду и Игорь Додон рационально разделили сферы ответственности: премьер абсолютно рукопожатна в Европе и пользуется нескрываемой лояльностью лидеров ЕС. Игорь Додон сохраняет монополию на контакты с Москвой и поддерживает конструктивные отношения с российскими чиновниками как единственный политик Молдовы, не «запятнанный» антироссийской риторикой и признания в любви к Западу. Таким образом, нынешнее руководство Молдовы в тандеме может общаться в принципе с кем угодно в Европе. Кроме того, Молдова сохраняет добрые отношения с Украиной, и, судя по оптимистичной встрече Зеленского с Санду, может их укреплять и далее.
Благодаря такому раскладу Кишинев может стать универсальным посредником в подготовке переговоров по газу: Москва может принципиально не общаться с администрацией Зеленского, но вполне способна передать в Киев определенные месседжи по цепочке Додон-Санду-Зеленский. Европейский союз не может слишком сильно давить на Киев в вопросах сохранения транзита, но может адресовать свои пожелания по тем же каналам – через Кишинев. Примечательно, что у молдавской власти есть идеальный мотив быть медиатором в газовом вопросе: если транзит прекратится, Молдова не избежит проблем, так что молдавские лидеры и дальше могут вполне «легально» участвовать в переговорах по газовому вопросу.
Фактические сегодня у Кишинева появляется реальный и даже уникальный шанс стать самостоятельным актором в региональной геополитике. Будучи разделенной по геополитическим предпочтениям общества, отягощенная багажом приднестровской проблемы, Молдова с самого распада СССР не могла претендовать даже на амбиции быть самостоятельным внешнеполитическим игроком с собственным весом и авторитетом. Сегодня такой шанс у Кишинева появляется, и если новая власть страны сумеет им воспользоваться, успехи в переговорах по газу могут укрепить не только нынешнюю властную коалицию, но и тот консенсус, которого трем «большим игрокам» удалось достичь на примере Молдовы. Ну а в самом сухом остатке вклад Кишинева в сохранение транзита через Украину может быть конвертирован в скидку на газ — вполне оправданно и в духе официальных целей визитов Игоря Додона в Москву.