По мнению постоянного эксперта RTA Сергея Чебана, в Кремле могут расценивать прямолинейность молдавского премьер-министра как гарантию предсказуемой внешней политики Молдовы. Даже если эта внешняя политика не совпадает с интересами Москвы.
Сергей Чебан констатирует, что вплоть до 2019 года Игорь Додон как неформальный, но фактический лидер ПСРМ буквально монополизировал контакты на российском направлении. «Этому способствовало много факторов. Во-первых, когда-то ПСРМ воспринималась едва ли не как «здоровая» альтернатива коррумпированной и мощно разругавшейся с Москвой Партией коммунистов Воронина. Во-вторых, Игорь Додон целенаправленно строил имидж промолдавского политика, который выступает за равный диалог со всеми, а значит и с Москвой. В-третьих, у Москвы попросту не было особого выбора. В Кремле не планировали сближаться с правым крылом молдавской политики, которое традиционно демонстрировало предельно четкую антироссийскую и прозападную позицию, а сотрудничество с Плахотнюком резонно считали ниже своего достоинства», — отмечает эксперт.
«Игорь Додон всегда был своего рода «плацдармом» российской политики в регионе, в условиях, когда диалог по линии правительств у Москвы был заморожен и с Киевом, и с Кишиневом», — констатирует Чебан. «Тем не менее, не стоит считать, что в российском руководстве плохо понимали опасность такой позиции. Вероятно, в Москве отдавали себе отчет, что сильно рискуют, ставя лишь на одну фигуру в молдавском руководстве. К середине 2019 года, после далеко не идеальной победы ПСРМ на парламентских выборах, российское руководство решило «диверсифицировать активы в Молдове». Последовал визит в Кишинев Дмитрия Козака, неожиданно восторженно воспринятый в блоке ACUM, а затем и свержение Плахотнюка. Москва серьезно укрепила свои позиции, поддержав коалицию социалистов с прозападным блоком ACUM», — рассуждает аналитик.
По мнению Чебана, после антиолигархической революции в Молдове «окрас» политических сил в стране существенно изменился. «Создав коалицию с социалистами, ACUM перестали быть на 100% проевропейскими, а Игорь Додон — самым пророссийским. И буквально сегодня мы наблюдаем, как это обстоятельство разрушает привычные стереотипы о том, «кто чей друг», — подчеркивает эксперт.
«В сентябре Майя Санду с официальным визитом посетит Москву, и это четко подтверждает, что никаких «табу» в отношении ее как политика и одного из лидеров Молдовы не существует. При том, что Майя Санду за годы политической карьеры не особо ограничивала себя в острых заявлениях в адрес Кремля и заработала реноме абсолютно прозападного и даже прорумынского политика. Более того, в недавнем интервью ТАСС Санду прямо говорит, что намерена обсуждать в российской столице перспективы вывода с территории непризнанного Приднестровья военных России. Тем не менее, молдавского премьера, несомненно, тепло примут в Кремле», — уверен автор RTA.
По мнению Чебана, Майя Санду в действительности является для Москвы вполне предсказуемым партнером, от которого не стоит ждать подвоха. «Принципиальное нежелание Москвы работать с Плахотнюком было связано с тем, что у экс-лидера ДПМ не было принципов: ради своей выгоды Плахотнюк мог дружить с кем угодно, но с такой же легкостью вонзал нож в спину бывшим партнерам. В какой-то степени, именно это его и сгубило — никому в Европе, России и США не нужен был человек, буквально озабоченный личной властью и богатством «на костях» чужих интересов. В этом плане Санду — настоящий подарок. Она прямо заявляет о своих прозападных политических взглядах и явно не собирается отказываться от них, чтобы понравиться Кремлю», — отмечает Чебан.
«На этом фоне Игорю Додону, который бесконечно старается быть компромиссным для всех лидером, стоит трезво оценивать перспективы своей монополии на контакты с Москвой. Разумеется, Додону доверяют значительно больше, чем Санду. Однако именно она, а не лидер социалистов, предлагает прагматичный диалог с Москвой, без геополитики и на условиях взаимной выгоды. Кажется, что в самой России давно созрел спрос на политиков такого толка в постсоветских государствах, к тому же, самой Санду такой имидж борца за суверенные интересы Молдовы добавляет политических очков внутри страны. Что также может быть для Кремля хорошим поводом и в дальнейшем поддерживать Санду, впрочем, не отказываясь от «синицы в руках» в виде пропрезидентской Партии социалистов», — констатирует эксперт.