Дмитрий АСТАХОВ, RTA:
Судя по сообщениям в СМИ, экс-президент Украины Петр Порошенко последовал примеру своего молдавского партнера, олигарха Влада Плахотнюка и спешно покинул страну вместе с семьей. Журналисты со ссылкой на собственные источники говорят, что семья Порошенко бежала из страны в несколько этапов разными рейсами, а сам — теперь уже опальный — олигарх подался в Объединенные Арабские Эмираты.
Против Порошенко в Украине возбудили сразу несколько уголовных дел, и бежит экс-президент, очевидно, именно от них. Интересно, что в случае с Порошенко мало кому приходит в голову называть происходящее «политической расправой». Злоупотребления властью со стороны экс-президента и его приспешников за последние пять лет были очевидными и даже вызывающими, поэтому едва ли кто-то здравомыслящий рискнет утверждать, что для бывшего лидера Украины не найдется состава преступления. Кроме того, Порошенко накопил чудовищный антирейтинг, который в начале сверг его с поста президента, а теперь провоцирует в украинском обществе спрос на жесткую расправу с «бывшими» и резонансные посадки. Воинственный настрой людей подогревается горечью несбывшихся обещаний о светлом европейском будущем, на волне которого Порошенко приходил к власти, и непрекращающейся гибелью людей на Востоке страны, которую Петр Алексеевич еще в 2014-м обещал прекратить.
Изобразить из себя жертву у Петра Порошенко не выйдет — понимая это, олигарх и сбежал. В похожей ситуации чуть раньше оказался и молдавский «коллега» Порошенко, олигарх и экс-лидер Демпартии РМ Влад Плахотнюк. Сложно судить, у кого их них антирейтинг на родине выше, но Плахотнюк предпочел не ждать и улетел сразу же после «сдачи» властных кабинетов законному правительству Майи Санду и Игоря Додона. К моменту бегства Порошенко Плахотнюк отказался от всех постов и даже сдал мандат депутата парламента — по слухам, беглый олигарх осел где-то в США.
Интересно, что влияние Вашингтона и других западных столиц на смену власти в Молдове и Украины, как правило, не обсуждается. Плахотнюк сдался после четвертьчасового общения с послом США, а Порошенко еще до президентских выборов «мягко» предупреждали в Берлине и Париже, что власть Зеленскому лучше передать без боя и в духе европейской демократии. Считается, что ключом к свержению режимов Порошенко и Плахотнюка стали личные гарантии неприкосновенности их лично, семей и имущества, данные из Вашингтона. И если в первое вполне можно поверить, то с имуществом все не так однозначно.
Следует понимать, что гарантия личной безопасности — это своего рода фирменный стиль западной политики и своеобразная «плата» за продвижение интересов США в регионе. И у Порошенко, целенаправленно разрушавшего связи с Россией, и у Плахотнюка, в край рассорившего Кишинев и Москву, есть довольно много причин претендовать на протекцию США.
С имуществом все немного сложнее. Следует понимать, что Порошенко и Плахотнюка Западу пришлось сместить как абсолютно токсичных политиков, дружба с которыми вредит больше, чем приносит пользу. Обоих «заменили» на перспективных демократически настроенных лидеров на волне общей «деолигархизации», востребованной у населения и региональных партнеров из Евросоюза. История требует логического продолжения, и мирная старость без тревог для бывших узурпаторов власти вряд ли является логичным концом этой истории. В этом смысле довольно жесткие и самоуверенные заявления премьера Молдовы Майи Санду о том, что Плахотнюк будет наказан, не кажутся таким уж самоуверенными.
При невозможности физически «достать» Плахотнюка и Порошенко, новые власти Молдовы и Украины, очевидно, пойдут по самому разумному пути: беглые политики будут осуждены, а их имущество — «экспроприировано» в качестве возмещения ущерба интересам страны. В этом моменте не следует исключать, что объявленным в международный розыск беглым олигархам не предъявят такую сумму компенсаций, которую придется погашать из многомиллиардного состояния. Которое, очевидно, размещено если не в банковской системе США, то там, куда «распространяется» ее влияние.
Так или иначе, нельзя исключать, что в качестве гарантии личной безопасности Плахотнюку и Порошенко с молчаливого и настойчивого согласия Вашингтона предстоит лишиться солидной части своих состояний, приобретенных не всегда и не вполне легально. Именно такое, в известное степени унизительное «раскулачивание» для общественности может сойти за адекватную замену физическому тюремному заключению. Вероятность такого сценария тем больше, чем важнее для США будет сохранить свое влияние в региональном пространстве Украины и Молдовы и поддерживать авторитет борцы с постсоветскими олигархами. На этом пути имидж страны, обеспечивающей райские условия для политических и экономических преступников Вашингтону вряд ли пригодится.