По словам эксперта RTA, итоги встречи Джона Болтона с молдавским руководством подтверждают, что опекать Кишинев больше никто не собирается
Комментируя первые итоги визита, Астахов обратил внимание на изменившуюся тональность всей поездки Болтона в Украину, Беларусь и Молдову. «Привычный «политес» советник Трампа выдержал: обыденные для США формулы про сотрудничество, демократию и поддержку звучали на каждой встрече во всех трех странах. При этом наблюдатель из любого лагеря экспертов мог увидеть в словах Болтона нужный и приятный «глазу» смысл: одни нашли типичный посыл «США разжигают», другие — продолжающуюся поддержку Вашингтоном прозападного курса Молдовы и Украины. Однако тональность и общий медийный эффект от приезда Болтона все же изменился», — констатирует эксперт.
«Раньше такие поездки вызывали бурю, к примеру, в российских и пророссийских СМИ. Ничего такого в этот раз не было, а значит, конъюнктура изменилась, причем серьезно», — подчеркивает он.
Автор отмечает, что отношения США и России переживают стадию молчаливого согласия «менять подходы». «Это еще не перемирие, и не потепление. Если обратиться к терминам психологии, то это скорее стадия принятия. Оба лагеря понимают, что конфронтация не имеет смысла и отнимает ресурсы. И хотя Москва и Вашингтон привыкли использовать образ «внешнего врага» для решения внутриполитических проблем, сейчас, кажется, это не работает. А это значит, что для внешнеполитических партнеров США подходят к концу старые добрые времена, когда деньги давали всего лишь за системную антироссийскую риторику», — отмечает Астахов.
По мнению аналитика, Молдова может стать ареной весьма нетривиальных геополитических сюжетов. «Как предсказывали коллеги на страницах RTA чуть раньше, Болтон поддержал российскую инициативу по утилизации боеприпасов в непризнанном Приднестровье. Советник Трампа даже говорил о некой «коалиции» по этому вопросу, чтобы и США также могли предложить свои наработки. Еще год назад в реальность таких заявлений никто бы не поверил», — констатирует автор.
По мнению Дмитрия Астахова, совместная работа военных специалистов США и РФ в Молдове только на первый взгляд кажется чем-то экстраординарным. На самом деле, считает эксперт, именно сотрудничество по линии оборонных ведомств до сих пор оставлялось главным связующим звеном и каналом трезвой, взвешенной коммуникации Москвы и Вашингтона.
«Всем очевидно, что доводить дело до прямого столкновения ни Россия, ни США не рассчитывали. Поэтому оперативный контакт по линии силовых ведомств всегда существовал, хотя бы для того, чтобы по ошибке не допустить необратимых последствий в регионах, где «работали» армии Москвы и Вашингтона. Неудивительно, что восстановление отношений может начаться как раз с совместной работы военных, к примеру, в той же Молдове. Вероятно, и Кремль, и Белый дом интуитивно понимают, что кейс некой общей миссии во имя мира без политики может быть хорошим поводом и причиной для перезагрузки отношений», — полагает Астахов.
По словам Астахова, итоги визита Болтона заставят Кишинев всерьез задуматься: в ближайшее время Вашингтон откажется от прошлых подходов и не будет поддерживать местные власти просто за «красивые глаза» и декларации. «США ввязались в итоге в довольно неприятную историю с Плахотнюком. Долгое время экс-лидеру Демпарии прощали очень многое лишь за то, что он развязал настоящую антироссийскую истерию. В итоге Плахотнюк вышел из-под контроля и стал головной болью, от которой было не так-то просто избавиться», — отмечает эксперт.
«Кишиневу четко дают понять, что настало время работать самостоятельно. Никакая геополитическая риторика больше не «вывезет» молдавские власти из водоворота внутренних проблем, и на помощь они смогут рассчитывать лишь на абсолютно прагматичной основе — поддержка в обмен на результаты и конкретные шаги. Не исключено, что первым требованием Вашингтона и своего рода тестом на зрелость будет как раз утилизация боеприпасов в Колбасне. Для того, чтобы процесс запустился и заработал, Молдове придется серьезно пересмотреть свои подходы к интересам Москвы в регионе, и как минимум «прикрутить» антироссийскую риторику. Тем более, если она перестанет приносить прежние дивиденды», — отмечает эксперт.