Партия социалистов и Демократическая партия Молдовы перестали скрывать свое сотрудничество, инициировав официальные переговоры по оформлению правящей коалиции. Почему решение об этом было принято именно сейчас и как отреагирует Москва, ранее предостерегавшая ПСРМ от сотрудничества с демократами, — в комментарии эксперта RTA Сергея Чебана
Сергей ЧЕБАН, RTA:
4 марта Партия социалистов и Демократическая партия практически одновременно приняли решение приступить к переговорам о создании правящего альянса. По словам лидеров политформирований, такой альянс необходим для обеспечения политической устойчивости в стране и недопущения досрочных парламентских выборов. Игорь Додон публично одобрил инициативу двух партий, пообещав поддержку любой коалиции, которая будет «в интересах людей».
Как заявили в ПСРМ, только стабильное управление позволит внедрить социальные проекты, необходимые стране и гражданам. По их мнению, в основу нового альянса важно заложить то же политическое соглашение, которое ранее подписали социалисты и блок ACUM. Одновременно с этим они предостерегли демократов и возложили на них всю ответственность за провоцирование досрочных парламентских выборов, которые могут стать реальностью, если не удастся достигнуть согласия в ходе коалиционного торга.
По итогам заседания нацсовета руководство Демпартии сообщило, что, несмотря на серьезные идеологические различия с ПСРМ, решение об инициировании переговоров о коалиции было одобрено. Наряду с этим, лидер демократов Павел Филип сказал, что ДПМ при всех обстоятельствах останется проевропейской партией, а базовыми условиями в переговорах будет европейский путь и внешняя политика, ориентированная на Запад, хорошие отношения с Румынией и Украиной, территориальная целостность страны и безопасность государства, а также румынский язык и история.
Такая внятная и последовательная позиция — серьезная заявка на лидерство в предстоящем партийном союзе. К примеру, нынешнее технократическое правительство Иона Кику так до конца не определилось со стратегическими приоритетами страны: то высказываясь за дружбу со всеми, тепло отзываясь о потенциальных иностранных кредитах и вроде бы продолжая европейский вектор Молдовы, то одновременно с этим делая неловкие реверансы в сторону России и попадая в неприятные скандальные истории.
Исходя из публичных условий демократов, несложно сделать вывод о том, какие именно министерства представляют интерес для ДПМ — это Министерство иностранных дел и европейской интеграции, пост вице-премьера по реинтеграции, Министерство обороны, а также Министерство образования, культуры и исследований. Тем не менее, пока это всего лишь стартовая позиция, поэтому по итогам переговоров партийное перераспределение ведомств может быть несколько иным.
При всей
очевидности такого развития событий и скорого закрепления коалиции на бумаге, большинство экспертов задается вопросом, в связи с чем понадобилась подобная спешка и выталкивание прежнего латентного союза социалистов и демократов из тени.
Формальной причиной, оправдывающей альянс социалистов с вчерашними соперниками, является ссылка на период «полураспада» в рядах Демпартии, что в обозримой перспективе может привести к утрате необходимого числа голосов, обеспечивающих функциональность нынешнего правительства. Миграция депутатов-демократов в отколовшуюся «группу Канду» создает реальную возможность для формирования коалиции с блоком ACUM с последующим отстранением партии социалистов от власти и минимизацией вероятности переизбрания Игоря Додона на второй президентский срок.
Однако важно понимать, что процесс перераспределения баланса демократов путем «отпочкования» и последующего их закрепления на основных флангах политического поля страны имеет все признаки запрограммированности. А это значит, что полноценное возвращение к власти в стране группы ускоренно очистившихся от «скверны» демократов путем их официальной коалиции с ПСРМ ввиду неких якобы сложных и даже чрезвычайных для социалистов обстоятельств является частью указанной программы.
Социалистические соавторы данного проекта уже принялись «подслащать пилюлю», рассказывая своим избирателям и внешним партнерам, в первую очередь Москве, занимательные истории о «стабилизации» страны и необходимости избежать дополнительных рисков в связи с проведением досрочных парламентских выборов. Наверняка вспоминают и недавний антиправительственный протест ветеранов войны на Днестре, который также неожиданно легко завершился, как и начался.
В реальности же нанесение при помощи Демпартии «проевропейского фасадного слоя» на кабмин Иона Кику, судя по замыслам руководства ДПМ и ПСРМ, будет способствовать выравниванию ситуации в отношениях с внешними партнерами. Особенно в Бухаресте и Киеве, где лидеры демократов, так или иначе, рукопожатны.
Вполне вероятно, что новая конфигурация правительства пойдет по давно апробированному пути. ДПМ возьмется за налаживание диалога с Западом, позиционируя себя в качестве важного политического балансира, который, будучи интегрированным в систему власти, удерживает страну от тотального российского влияния. Игорь Додон и ПСРМ продолжат использовать финансово-политическую поддержку России для удержания позиций в Молдове, интерпретируя тактический союз с демократами как вынужденную прагматичную меру для достижения стратегических целей.
В Москве, как представляется, уже сделали необходимые выводы. Индикатором актуальной позиции России в отношении молдавских властей и персонально Игоря Додона станет вопрос о выделении кредита. Российской стороне предстоит дополнительно проанализировать целесообразность финансирования молдавского правительства, в состав которого войдут представители политической партии, которая не только проводила многолетнюю агрессивную антироссийскую политику, но и публично заявила о намерении продолжать в том же духе.
Обращает на себя внимание и риторика таких молдавских политиков, как Ренато Усатый и Марк Ткачук, которые помимо традиционных призывов к смещению действующей власти, практически синхронно стали артикулировать необходимость проведения досрочных парламентских выборов. Эти признаки свидетельствуют о том, что в Кремле склоняются к необходимости полноценной электоральной очистки политической системы Молдовы и включения в нее новых участников.