Уверенный рост числа больных коронавирусом в Молдове говорит о том, что властям пока не удается взять эпидемию под контроль. К счастью, республика не осталась одна: прибыла помощь из России, ожидаются поставки от Китая и ВОЗ, МВФ готов дать кредит… И на этом фоне возникает естественный вопрос: а куда подевался Евросоюз?
Семен АЛБУ, RTA:
Вольготная жизнь молдавских политиков закончилась. Раньше их самой крупной проблемой был выбор геополитического вектора, с которым идти на очередные выборы. Сейчас ситуация серьезная и нужно работать на максимуме: опасный вирус уже, к сожалению, даже не на пороге, а вовсю обосновался в главном зале. Число заболевших растет в арифметической прогрессии, и вряд ли это изменится в ближайшие недели.
Разумеется, руководство страны развило недюжинную активность в борьбе с новой напастью (чего в ней больше — пиара или реального содержания, станет ясно позже). Правительство разрабатывает меры поддержки населения и бизнеса. Президент проводит встречу за встречей с зарубежными партнерами, договариваясь о помощи. Министр здравоохранения постоянно транслирует фронтовые сводки с полей борьбы с эпидемией, а в молдавских населенных пунктах пафосно разъезжают молдавские военные на американских «Хамви».
В общем, жизнь продолжает кипеть и все, как говорится, при деле. В конце концов, молдавские политики не были бы молдавскими, если бы упустили шанс заработать свои 15 минут славы на глобальной пандемии. Тем более, что, будем честны, все остальное сейчас — вторично.
Радует, что в противостоянии инфекции страна не осталась в одиночестве. Уже прибыла первая партия помощи из России, в том числе тесты на коронавирус. Необходимое оборудование и лекарственные препараты готов предоставить Китай. А если верить президенту, еще и солидную финансовую поддержку. Идут разговоры о технической помощи Всемирной организации здравоохранения, да и МВФ согласился выделить кредит в 100 млн долларов.
То есть, в мире есть четкое понимание, что Молдове надо помочь. Но из этого стройного ряда резко выбивается Европейский союз. С момента начала эпидемиологического кризиса в нашей стране глава представительства ЕС Петер Михалко натурально выпал из медиапространства. От него нет никаких инициатив, предложений помощи, да даже банальных слов поддержки. Единственный раз, когда Михалко «вылез из бункера» и напомнил о своем существовании, был случай с фейковым письмом Майи Санду. То есть, получается, кроме как защищать своих проевропейских птенцов, больше задач в такое непростое время у эмиссара Брюсселя нет.
Это откровенно удивляет. Евроинтеграция является «альфой и омегой» всей политической жизни Молдовы с 2009 года. В страну вливались огромные деньги, но, как все знают, расходовались крайне неэффективно — в основном на «реформы». На деле преобразований не было, а деньги оседали в карманах нечистоплотных чиновников — как молдавских, так и, похоже, европейских.
Но сейчас настало совсем другое время. Молдова реально нуждается в помощи. Это не тот кризис, с которым мы можем справиться самостоятельно. Качество управления в нашей стране, как известно, далеко не на высоте. Как бы не старались молдавские чиновники, кривая заболевания уверенно стремится ввысь. Только за вчерашний день плюс 24 случая. А так уж получилось, что больше десятилетия в головы молдаван вбивали простую мысль: там, в ЕС, нас поддерживают, это наш главный ориентир, где есть порядок, процветание и справедливость. И в случае беды — Брюссель нас не бросит.
Пандемия жестоко рушит этот миф. Порядка нет — все закрывают границы и борются по-своему. Справедливости тоже, мягко говоря, не хватает: бедствующая Италия получает помощь от России, а не от своих коллег по союзу. Те, напротив, постыдно
реквизируют предназначенные для нее грузы. Каждый сам за себя — вот какой принцип возобладал в Евросоюзе, когда дело приняло серьезный оборот. Что-то подобное, кстати, было и во время наплыва мигрантов. Но в этот раз проблема куда страшнее, и все неприглядные черты проглядываются еще более отчетливо. Представление о ЕС как дееспособной целостной структуре на наших глазах вновь трещит по швам. Поэтому не стоит удивляться, что Европейский союз самоустранился от помощи Молдове, а его представитель принял «обет молчания». Видать, сказать ему попросту нечего.
В этих условиях особенно страдают молдавские правые из ACUM. Сначала им крепко досталось за соучастие в преступных по своей халатности довыборах по Хынчештскому округу. Теперь это второй после столицы очаг заболевания в стране — и проевропейцы в этом столь же повинны, сколь и правящая власть. Вот только грешки тех же Додона и социалистов легко забудутся на фоне их противостояния пандемии. Президенту достаточно по примеру Владимира Путина посетить больницу с зараженными или хотя бы регулярно ходить под камеру в штаб по борьбе с инфекцией, чтобы сгладить негативный эффект. А вот у правых таких возможностей нет.
Поэтому после катастрофического во всех смыслах провала в Хынчештах их не видно и не слышно. Лидеры блока ушли в добровольную изоляцию и, как и Михалко, совсем пропали с радаров молдавских СМИ. Евроинтеграция никому сейчас не нужна, а кроме светлых лозунгов в запасниках ACUM по-видимому ничего нет. Остается только сидеть в режиме ожидания следующих инструкций. Как роботам, которым не прошили обновленное программное обеспечение.
Как бы не критиковали нынешнее руководство страны: Додона, Кику, членов правительства, но они хоть что-то делают. В отличие от правых и, особенно, их европейских кураторов, бросивших Молдову в одиночестве в борьбе с коронавирусом. И не нужно думать, что это останется без внимания — или последствий. С народной памятью шутить не стоит. Больше всего жаль то, что евроинтеграция в своей сути могла принести благо нашей республике. Но сначала ее дискредитировали покровительством коррупционным и преступным режимам, а сейчас — демонстрацией небрежного и, главное, отстраненного отношения в момент, когда помощь нужна больше всего.