В период эпидемии отношения двух берегов Днестра продолжили стремительно ухудшаться, однако ждать кардинальных перемен в переговорном процессе в ближайшее время не стоит
Кишинев и Тирасполь постепенно выходят из карантинного состояния и пытаются запустить привычное течение жизни, преодолев пик пандемии с достаточно ровными показателями заболеваемости. Однако политические отношения между сторонами продолжают оставаться, как минимум, холодными. Более того, к неожиданности многих, они еще и успели изрядно испортиться, невзирая на карантин и борьбу с COVID-19.
Упрямые факты говорят о том, что диалог между двумя берегами практически сошел на нет (заседания специалистов-отраслевиков до сегодняшнего дня не проходили более двух месяцев). Какие-либо встречи или онлайн-беседы политических представителей также не упоминаются в открытых источниках. С другой стороны, переговорщики все чаще обмениваются жесткими обвинительными выпадами на официальных ведомственных ресурсах, подтверждая тем самым, что характер взаимоотношений достиг предельно низкой отметки.
Тем не менее, сегодня после продолжительной паузы в экспертной работе все же состоится рабочее заседание специалистов в таможенной сфере, которое, похоже, стало результатом сложного компромисса. Есть все основания полагать, что достигнут он был не без международных посредников, поскольку убедить стороны все-таки вернуться к работе по проблемным направлениям — пожалуй, одна из главных оперативных задач для всех участников формата «5+2».
Пока Молдова во многом инерционно работает с левобережьем, по мнению экспертов, объективные факторы, прежде всего внутриполитического порядка, будут снижать ее внимание к региону. Глубокий социально-экономический кризис, обремененный острым недостатком финансовых средств, особенно после отказа от российской кредитной линии, неизбежно заставит Кишинев сконцентрироваться на своих внутренних проблемах. В связи с этим, как минимум до конца текущего года берега Днестра продолжат жить в режиме условной самоизоляции, преодолевая своими силами все негативные последствия эпидемии.
Еще одним значимым фактором станут президентские выборы в Молдове, которые, как ожидаются, станут центральным политическим событием года в стране. Плавная внутриполитическая подготовка к ним идет уже в эти дни, свидетельством чему являются резонансные медийные скандалы вокруг действующего главы государства и развертывание уголовных дел против его оппонентов. На этом фоне все действия молдавских политиков в оставшиеся пять с небольшим месяцев, в том числе на переговорном треке, будут также самым тщательным образом рассматриваться под электоральной призмой. А, значит, каких-либо прорывных или непредсказуемых сюжетных линий в отношениях Кишинева и Тирасполя вряд ли стоит ожидать.
На сегодняшний день для сторон в переговорах, как представляется, есть две наиболее острых проблемы. Для Кишинева большую тревогу вызывает плотное закупоривание Тирасполем фактической линии разграничения в Бендерах и Дубоссарском районе путем выставления дополнительных постов и мобильных патрулей для четкого обозначения территориальных признаков своей субъектности. Легко допустить вероятность того, что у властей левобережья будет велик соблазн сохранить ужесточенный режим контроля для фактической территориальной демаркации.
Для Приднестровья, с учетом регулярных скандалов вокруг импорта в период пандемии вкупе с закрытой границей со стороны Украины, особую важность представляет вопрос запуска второй фазы совместного контроля, отсрочка которого была обозначена молдавским правительством на 1 августа. Между тем, на днях кабинет министров Украины принял решение о восстановлении работы пунктов пропуска на границе с рядом стран, включая Молдову, и пока нет ясности, есть ли в этом перечне центральный приднестровский участок.
Ввиду отсутствия какого-либо выраженного внимания или публичных комментариев, нет ощущения, что международное сообщество сильно заинтересовано в повышении динамики вокруг приднестровского урегулирования. По всей видимости, ключевые внешние игроки сейчас также сосредоточены на внутриполитических сюжетах в Молдове, а также развязке очередного политического кризиса в республике. Очевидно, что именно от итогов этих процессов (в том числе с точки зрения баланса сил главных международных игроков в РМ) будет зависеть, по какому маршруту пойдет в дальнейшем переговорный процесс между Молдовой и Приднестровьем.