Владимир РОТАРЬ
С приближением президентских выборов основной кандидат от оппозиции Майя Санду все чаще оказывается под огнем критики не только со стороны правящей коалиции, но и своих номинальных союзников и единомышленников на правом фланге
Сегодня, согласно решению ЦИК, в Молдове официально стартует президентская гонка. Сами выборы, напомним, намечены на 1 ноября — если, конечно, не вмешается пандемия, что, судя по текущей статистике заражения, более чем вероятно. Впрочем, руководству страны международные партнеры уже не раз давали понять, что при любых обстоятельствах перенос выборов крайне нежелателен.
Формально стартовавшая предвыборная кампания де-факто идет уже давно. Именно с ней, так или иначе, увязываются все заявления и действия как представителей правящей коалиции и действующего президента, так и оппозиционного лагеря. При этом нет особых сомнений в том, что в следующие два месяца накал борьбы будет только нарастать, а в ход продолжат идти как административный ресурс с одной стороны, так и различные компрометирующие материалы с другой.
То, что интенсивность противостояния после краткого периода затишья в августе вновь нарастает, видно по тому, что происходит вокруг одного из основных кандидатов в президенты — Майи Санду. В последнее время лидер PAS неоднократно оказывалась под огнем критики и различных обвинений с самых разных направлений.
Так, одним из громких медийных «вбросов» последних недель стало обвинение Санду в намерении организовать продажу сельскохозяйственных земель Молдовы иностранным гражданам. В качестве доказательства инициировавшие атаку социалисты приводили поддержку политиком комплекса предложений иностранных инвесторов по улучшению делового климата в республике, где среди прочего содержался и пункт о продаже земель. Помимо этого, стал раскручиваться маховик критических замечаний к деятельности Санду на посту министра образования: как в отношении закрытия многих молдавских школ под предлогом оптимизации школьной сети, так и наличия коррупционной составляющей при организации тендера на закупку камер наблюдения для проведения экзаменов. По поводу последнего эпизода депутат-социалист Влад Батрынча даже подал запрос в Генеральную прокуратуру.
Еще больший интерес вызывает ситуация в стане молдавской оппозиции, которая также едва ли благоволит президентской кампании председателя PAS. Судя по всему, и ближайшие союзники, и идеологически близкие силы ведут свою игру, цель которой — любыми способами предотвратить победу Санду на президентских выборах.
Об этом, в частности, можно судить по последней активности на правом фланге. Так, конгресс ЛДПМ 16 августа вновь избрал Владимира Филата председателем партии. Хоть после своего освобождения из тюрьмы экс-премьер и обещал держаться в стороне от политики, но на самом деле последовательно готовил свое «большое возвращение». Действия Филата подтверждают
прогноз RTA о том, что выход из тюрьмы был частью сделки, предполагающей работу в интересах правящей коалиции и создание конкурентного поля для остальных правых политиков — в первую очередь, естественно, Майе Санду.
После громкого назначения ЛДПМ уже спустя несколько дней выступила с предложением к проевропейским партиям о формировании единого блока для участия в президентских и возможных досрочных парламентских выборах. Авторы инициативы обоснованно ожидали отказ (представить сотрудничество PAS с нынешней ЛДПМ и конкретно Филатом практически невозможно) и его получили, причем в весьма резкой форме и с недвусмысленными намеками. Это дало повод либерал-демократам вступить в перепалку с партией «Действие и солидарность», обвинив «коллег» в «высокомерии и эгоизме». Судя по всему, подобные «переругивания» будут продолжаться и далее, создавая необходимое напряжение в правом лагере, а также поле для очернения имиджа Санду и возглавляемого ей формирования.
Впрочем, главным противником президентских устремлений Майи Санду все же остается ее ближайший союзник и партнер Андрей Нэстасе. На неделе он вновь поднял тему мнимого «предательства» Санду, которая не сдержала обещание насчет выдвижения Нэстасе в качестве единого кандидата в президенты, а также организовал информационную атаку на экс-премьера своих сторонников в СМИ и социальных сетях.
Логику Нэстасе понять нетрудно. Личный рейтинг политика, поднявшийся на антиолигархических протестах, резко просел на фоне последних неудач. Сейчас за его плечами уже нет ореола лидера протестного движения, зато есть имидж неэффективного руководителя с сомнительными инициативами (вроде установки большого распятия в здании МВД) и еще более сомнительными успехами, а также неудачника, впервые за много лет «сдавшего» столицу представителю левых сил. В районе проходного балла колеблется и рейтинг самой DA. В этих условиях множатся слухи о брожениях в рядах платформы, многие члены которой поглядывают в сторону более удачливых коллег из PAS и других партий.
Победа Санду может стать финальным ударом по итак сильно ослабевшей DA, особенно в случае реализации сценария досрочных выборов, на котором в том числе настаивают проевропейские кураторы. Поэтому, несмотря на формально сохраняющееся партнерство двух проевропейских партий, коммуникация между ними сведена почти к нулю, а сам Нэстасе по мере сил и возможностей активно «топит» свою союзницу. И DA, и ЛДПМ по всей видимости также рассчитывают как следует «поживиться» за счет PAS, которая неизбежно начнет терять сторонников в случае поражения Майи Санду на осенних выборах.
Таким образом, к очередной избирательной кампании правый лагерь вновь подходит в достаточно разобранном состоянии, что не может ни радовать правящую коалицию,
предвыборные планы которой пошли насмарку из-за пандемии. В этих условиях оппозиция, составные части которой продолжают упорно работать друг против друга, вновь рискует не добрать голосов для своего главного кандидата, что может сыграть определяющую роль в исходе президентской гонки.