В Молдове решили, как справиться с пандемией коронавируса

Главная / Аналитика / В Молдове решили, как справиться с пандемией коронавируса
Ситуация с вирусом в Молдове почти официально пущена на самотек, но у руководства страны есть простой план, как справиться с коронавирусом. Сработает ли?

Тревожная статистика и новый коронавирусный скандал в Молдове

Коронавирус стал привычным фактором повседневной жизни на планете. Стремительно увеличивающиеся цифры зараженных уже никого не удивляют. Общее число инфицированных к сегодняшнему дню превысило 28 млн. человек, погибло почти 920 тысяч. В Молдове эпидемиологическая обстановка также остается стабильно тяжелой. На этой неделе страна взяла очередную планку в 40 тысяч случаев заболевания, причем из них более 10 тысяч являются активными. 564 человека находятся в тяжелом состоянии, 33 подключены к аппаратам ИВЛ, а количество летальных исходов составило 1106 случаев. Молдова шестую неделю подряд удерживает лидерство в Европе по числу заразившихся в соотношении с населением. Полтысячи и больше заболевших в день, к сожалению, стало нормой — ниже этой планки показатели почти не падают. Немного удивительно на этом фоне вспоминать о том, что в начале пандемии самым пессимистичным считался сценарий с двумя тысячами больных. Кроме того, республика в период с 31 августа по 6 сентября впервые стала европейским «рекордсменом» и по смертельным случаям от  COVID-19 — их зарегистрировали 68. Тяжелой остается ситуация и у наших соседей — Румынии и Украины, где также растут темпы заболеваемости. Последней пришлось даже вновь закрыть границы для всех иностранцев (впоследствии ужесточив запрет путем его распространения и на тех, кто следовал через территорию Украины лишь транзитом). Тем не менее, самым резонансным сюжетом, связанным с COVID-19 на минувшей неделе, стала вовсе не тревожная статистика, а неэтичные заявления главы Национального агентства общественного здоровья Николая Фуртунэ, который назвал погибших от коронавируса «обузой для себя и окружающих». «Я не хочу показаться циничным, но во всем мире COVID унес жизни тех, кто был обузой для себя и для окружающих. Это люди, которые мучились: на последних стадиях рака, на поздних стадиях диабета, с сердечно-сосудистыми патологиями. Это произошло в Италии, во Франции, и, к сожалению, в Республике Молдова», — заявил Николай Фуртунэ в эфире одного из молдавских телеканалов. Вскоре после этого скандального заявления он подал в отставку. Помимо этого уже бывший главный санитарный врач республики раскритиковал идею выплат 16 тысяч леев врачам и чиновникам, заразившимся вирусом. Их получили уже более 2 тысяч граждан. На этой неделе правительство по предложению Минфина одобрило отмену данной выплаты, мотивируя это тем, что медицинские учреждения республики к текущему моменту уже укомплектованы всеми необходимыми средствами защиты. Решение кабмина было раскритиковано президентом Игорем Додона, который отметил, что его не поддержит ни он, ни парламент.

Проблемы и кредиты

Ситуация в системе здравоохранения республики остается печальной. Из-за стремительного увеличения активных случаев заражения властям приходится в срочном порядке увеличивать коечный фонд в лечебных учреждениях республики, но они едва поспевают за темпами прироста заболевших. Так, например, все койки в реанимационных отделениях столичных больниц уже заняты. Однако, население, как кажется, все меньше обеспокоено актуальной эпидситуацией. Люди откровенно расслабились, уже практически не соблюдая даже минимальные карантинные меры вроде ношения масок и социальной дистанции. Как отметил госсекретарь МВД Серджиу Головач, «расслабились как экономические агенты, так и население». Из-за этого Министерство внутренних дел Молдовы планирует в ближайшее время усилить контроль над соблюдением масочного режима и других мер эпидемиологической безопасности. Особое внимание будет уделено местам скопления людей, в первую очередь парковым зонам и рынкам. Несмотря на это, как и ранее, о возобновлении тотального карантина речь не идет. Всем понятно, что страна его не потянет ни финансово, ни психологически. С другой стороны, разрастание эпидемии также приводит к соразмерному увеличению государственных расходов. Из истощенной молдавской казны брать деньги все труднее, поэтому власти продолжают активно использовать кредитные ресурсы международных доноров. На этот раз заемщиком выступил Банк развития Совета Европы, который предоставил нашей стране кредит в размере 70 млн. евро «для обеспечения эффективных ответных мер в борьбе с пандемией». Из них на систему здравоохранения будет выделено 40 миллионов евро, которые пойдут на закупку медицинского оборудования и расходных материалов, реабилитацию медицинских подразделений, а также мобилизацию дополнительных специалистов для обеспечения экстренного реагирования на COVID-19. 30 миллионов евро дадут микро-, малым и средним предприятиям. Вместе с тем к эффективности расходования кредитных и иных средств на борьбу с пандемией регулярно возникают неудобные вопросы. В последние дни их стало еще больше, когда появилась информация о том, что Минздрав по неизвестным причинам  отменил приобретение более 100 000 тестов для диагностики COVID-19, а также аппаратов ИВЛ, объявленное еще в июле 2020 года. Закупка должна была осуществляться на деньги Всемирного банка. Кроме того, в августе была отменена покупка вентиляторов на сумму более 100 миллионов леев.

Главная ставка — на вакцинацию

По сути, на сегодняшний день приходится признать, что Молдова фактически отказалась от активных мер по борьбе с коронавирусом.  Единственный выход, который видят власти — масштабная вакцинация населения. Это подтверждают заявления президента о том, что без вакцины республика не сможет преодолеть пандемию. Глава государства подчеркнул, что для Молдовы «важно получить доступ к вакцине, как только она получит сертификацию Всемирной организации здравоохранения». «Мы должны доверять новой вакцине. Она должна быть доступной и применяться на добровольной основе. Я доверяю российской вакцине, потому что знаю, в каких условиях она разрабатывается, и уже многие в РФ прошли вакцинацию. Поэтому я и заявил о готовности испытать вакцину на себе, чтобы внушить доверие гражданам. Я обратился к России, и надеюсь, что до конца года мы получим 100-150 тысяч доз вакцины, которую должны, в первую очередь, получить те, кто находится на «передовой», — сказал Игорь Додон. Президент также добавил, что на экспериментальной стадии он больше доверяет российской вакцине, чем американской. Кроме того, по его словам, вакцинация будет добровольной. В плане поставки вакцин руководство республики рассчитывает не только на Россию. Соответствующие переговоры, к примеру, ведутся и с Китаем — в частности, этот вопрос обсуждался на встрече Додона с послом КНР. Известно, что уже шесть разработанных в Китае вакцин против COVID-19 находятся на этапе клинических испытаний. Там же создана и первая вакцина в виде назального спрея, которая также была одобрена для испытаний на людях. В целом молдавские власти очень внимательно следят за разработкой вакцин по всему миру, надеясь не остаться на обочине, когда все страны бросятся за их покупкой. Глава МИДЕИ Олег Цуля в ходе встречи с еврокомиссаром по вопросам здравоохранения и безопасности пищевых продуктов Стеллой Кириакидес заявил, что «в контексте глобальных усилий по разработке эффективной вакцины против COVID-19 Молдова рассчитывает, что она будет доступной и для населения страны». Всего по данным Всемирной организации здравоохранения сейчас в мире разрабатывается более 200 вакцин от коронавируса, из них 30 уже проходят испытание на людях. Впрочем, если единственный расчет молдавского руководства состоит только в скорейшем получении вакцины — это не очень хорошо. Как отмечает ВОЗ, результаты третьей фазы клинических испытаний вакцин от COVID-19 будут известны в начале 2021 года, а массовой вакцинации не стоит ждать, как минимум, до середины следующего года. Протянет ли измученная система здравоохранения республики еще более полгода неравной борьбы с коронавирусом — большой вопрос. Не говоря уже о том, что даже когда одобренная ВОЗ вакцина будет готова, далеко не факт, что Молдове удастся заполучить достаточное количество доз для себя в первых эшелонах. Пример с Ремдесивиром (единственным рекомендуемым ВОЗ средством для лечения COVID-19), почти всю партию которого урвали себе Соединенные Штаты, в этом плане очень показателен.