Антон ШВЕЦ
Нынешний этап избирательной гонки в Молдове проходит на редкость спокойно. Главные кандидаты неторопливо собирают подписи и вяло ведут агитацию, не прибегая пока к каким-либо сюрпризам. По всему видно, что основная борьба за президентское кресло развернётся уже после выборов, и голоса молдавских граждан не обязательно станут решающим фактором
Избирательная кампания в Молдове находится на этапе самоопределения кандидатов и их подпольных консультаций со спонсорами и перспективными источниками внешней легитимности. Аксиома Наполеона III «не важно, как проголосуют, а важно то, как посчитают» едва ли сработает в Молдове в своём первозданном виде. Всем кандидатам дали понять (прежде всего, американцы), что использование административного ресурса как при агитации, так и при подсчёте голосов может быть строго наказано. Отдельно было выделено голосование представителей молдавской диаспоры и граждан в левобережье. Очевидно, что основной массив этих голосов останется не разыгранным, и электоральный процесс скукожится преимущественно до контролируемой властями территории РМ — так легче не допустить различных манипуляций и подтасовок.
К тому же, исключить нарушения, как минимум, зафиксированные, желали бы все главные кандидаты: Майя Санду, поскольку искренне верит в то, что способна выиграть честные выборы, и Игорь Додон, поскольку желает минимизировать риски непризнания итогов голосования международными партнёрами. В силу определённых субъективных обстоятельств президентские выборы в ноябре этого года рассматриваются как рубежные. Дело в том, что послы США и Евросоюза могут по ротационному принципу покинуть свои посты уже в следующем году. Оставление Молдовы с пророссийским президентом и коалицией демократов и социалистов после завершения дипломатических мандатов вряд ли входит в планы представителей Брюсселя и Вашингтона. По крайней мере, такая работа рискует получить характеристику неэффективной. Однако других электоральных отсечек, которые бы позволили добиться реконфигурации власти, если исходить из законодательства РМ, может и не случиться.
Мобилизационный и протестный потенциал в Молдове достаточно силён и уже частично обкатан в ходе выступлений ветеранов войны на Днестре, унионистов, сельхозпроизводителей и сторонников Ренато Усатого. Учитывая бедственное и постоянно ухудшающееся положение населения, в том числе из-за пандемии COVID-19, перспективных «творцов революции» в Молдове хватает для решения практически любых задач.
Поэтому и Майя Санду, и в особенности Игорь Додон, в силу разных причин уверенные в своей победе на выборах, сейчас думают не столько о том, как добиться решающего перевеса в голосовании, а как завоёванную власть удержать в случае контрнаступления противника с использованием улицы и международной поддержки. Этот вопрос куда как более трудный, нежели сбор подписей или предвыборная агитация, в которых оба главных кандидата, обладающие серьёзным политическим опытом, в известной степени поднаторели. Отсюда и довольно спокойное течение избирательной кампании на данном этапе. Тем более что электораты Майи Санду и Игоря Додона довольно стабильны и монолитны, а шансы кого-то из них на победу в первом туре ниже минимальных.
Стратегически положение обоих кандидатов крайне уязвимо. Игорь Додон в случае поражения на выборах лишится не только поста, но и иммунитета, что может стать спусковым крючком для репрессий в его отношении. К тому же уничтожение ряда схем и изъятие активов, подпитывающих топов Демократической партии, может завершить разрушение парламентской коалиции ПСРМ-ДПМ и привести к свержению правительства Иона Кику.
В свою очередь, для Майи Санду фиаско будет означать фактическую утрату реальных инструментов влияния на молдавскую политику в силу миноритарности её фракции в парламенте и отсутствия представителей в правительстве. Учитывая нежелание ПСРМ, ДПМ и партии «Шор» стимулировать досрочные парламентские выборы, нынешние полгода без власти могут превратиться для Майи Санду в ещё четыре. За такой срок ситуация может радикально поменяться. Посему бывший молдавский премьер-министр просто не может допустить повторного поражения от Игоря Додона, по крайней мере, уж точно не может признать его состоявшимся.
Вышеперечисленные факторы заставляют серьёзно сомневаться в том, что конец 2020 года для Молдовы обойдётся без потрясений. Вероятнее, в продолжение общемировых трендов, текущий год станет для страны одним из самых сложных. Несмотря на определённую декоративность президентского поста, предстоящие выборы будут иметь огромное моральное и практическое значение для всех вовлеченных сил, с перспективой стать этаким «спусковым крючком» к более масштабным политическим причинам. В том числе в плане организации досрочных выборов в парламенте или формирования новой правящей коалиции. Поэтому нынешняя вялотекущая избирательная кампания не должна вводить в заблуждение — это лишь затишье перед бурей.