Сергей ЧЕБАН
В ближайшие несколько недель пройдет сразу несколько избирательных циклов, результаты которых определят дальнейший политический курс восточноевропейского региона, особенно, его постсоветской части. Речь идет о местных выборах в Украине (25 октября), президентских — в Молдове (1 ноября) и главное — избрание главы Белого дома в США (3 ноября)
Несмотря на то, что через полторы недели украинцы будут выбирать лишь местных избранников, к этой электоральной процедуре приковано большое внимание со стороны внешних игроков. По сути, итоги голосования будут наиболее репрезентативным социологическим срезом уровня поддержки президента и его партии среди населения Украины, а также согласия граждан с реализуемым экономическим и политическим курсом страны. Кроме того, станет более ясно, каковы шансы на реванш у альтернативных политформирований.
Для Вашингтона важно понимать, насколько крепки позиции действующей власти и могут ли политики новой генерации в Киеве выступать в роли долгосрочной опорной силы, с которой можно будет работать и решать весь комплекс актуальных задач на украинском направлении. Устойчивая политическая ситуация в стране, по мнению экспертов, является базовой основой для продвижения в рамках минских договоренностей, а также определения окончательных параметров умиротворения ситуации в восточных регионах страны.
Если в украинском кейсе речь в большей степени идет о мониторинге процессов, то президентские выборы в соседней Молдове приковывают, судя по всему, куда более пристальное внимание со стороны американской администрации. Они также вынуждают ее прилагать и намного больше усилий для обеспечения «правильного» с точки зрения интересов США течения и исхода электоральной гонки. Еще одной отличительной чертой между политической ситуацией в Киеве и Кишиневе являются более выраженные позиции Кремля на молдавском поле, которые представлены действующим главой государства и лояльной ему партией социалистов.
Ярким подтверждением во многом беспрецедентного внимания Вашингтона к предвыборной ситуации в Молдове стала новость о состоявшемся 9 октября телефонном разговоре заместителя Государственного секретаря США Дэвида Хейла с основными электоральными конкурентами — Игорем Додоном и Майей Санду. В ходе беседы американский чиновник акцентировал внимание на свободном и справедливом избирательном процессе, политической конкуренции и устранении незаконной иностранной поддержки.
С учетом недавнего интервью посла США в Молдове Дерека Хогана, который говорил плюс-минус о том же, можно отметить стремление Госдепартамента продемонстрировать равноудаленность от участников гонки и желание «лишь» обеспечить максимально сбалансированные и стерильные условия для организации процесса голосования. При этом очевидно, что преданные гласности тезисы адресованы в массе своей действующей власти и смотрятся как «штормовое предупреждение» на случай, если у кого-либо появятся соблазны бесконтрольно использовать административный ресурс, а также подвозить приднестровских избирателей.
Между тем, невзирая на проводимую в настоящее время линию поведения на постсоветском направлении, решающее значение в определении места Украины и Молдовы во внешнеполитическом курсе США будет иметь исход выборов на должность главы Белого дома. При сохранении в должности Дональда Трампа дальнейшее усиление позиций Вашингтона на этом региональном направлении вряд ли будет представлять большой интерес для администрации действующего президента, который привык действовать в более широких масштабах. И Украина в этом плане может иметь исключительно инструментальное значение, в частности для энергетического противостояния с Москвой на европейских рынках.
В случае победы Джо Байдена, подходы к Украине и Молдове напротив могут быть значительно пересмотрены, а маятник качнется в сторону наращивания потенциала влияния Вашингтона в этом регионе. В результате этого, скорее всего, мы увидим более выраженную поддержку конфронтационной политики в отношении Москвы, усиленное вовлечение американской дипломатии в переговорные механизмы по урегулированию внутренних конфликтов, расширение спектра двустороннего взаимодействия и каналов коммуникации с Киевом и Кишиневом, включая институты специальных представителей (посланников) Госдепартамента.
Стоит также ожидать и повышение уровня военно-политического сотрудничества с двумя странами, а также укрепление роли Североатлантического альянса в региональных процессах. Стоит отметить, что запрос на более ощутимое присутствие НАТО в черноморском бассейне растет от года к году. Если ранее этот вопрос ставился исключительно на уровне восточных членов блока, то на текущем этапе к военному сдерживанию и оцеплению России в Черном море активно призывает Киев, готовый предоставить свои ресурсные возможности для максимально оперативного развертывания инфраструктуры альянса.
Хотя электоральные процессы пребывают в своей активной фазе, тем не менее, совокупность индикаторов наглядно свидетельствует о неослабевающем интересе Вашингтона к этому постсоветскому региону. Украинские и молдавские папки, судя по всему, все чаще попадают на высокие столы в американской администрации и демонстративно маркируются частью прозападного политического ареала.