Марина ДРАГАЛИН
В среду Молдова поставила очередной антирекорд по количеству новых случаев заражения COVID-19: за сутки в стране выявили 1149 заболевших. Однако, по мнению экспертов, еще тысячи инфицированных остаются невыявленными
Показатели распространения коронавирусной инфекции нового типа свидетельствуют о неуклонном росте числа заболевших и погибших от COVID-19 во всем мире. На сегодняшний день «корону» подтвердили почти у 40 миллионов человек, из них более 1,1 миллиона умерли. В среду был зафиксирован новый мировой антирекорд – выявлено свыше 382 тысяч новых случаев.
В Молдове на этой неделе показатели распространения заболевания также преодолели очередной порог. В среду был зафиксирован новый антирекорд – 1149 новых случаев в сутки. Число подтвержденных случаев в стране перевалило за 65 тысяч. Под подозрением находятся еще около 25 тысяч жителей республики. От инфекции уже погибли 1530 человек. Настораживает тот факт, что за неделю доля смертей от осложнений COVID-19 выросла на 20 % (!). Сохраняется высокое число пациентов в тяжелом состоянии и подключенных к аппаратам искусственной вентиляции легких.
Несмотря на все принимаемые меры защиты, порядка 5-10 % выявляемых случаев заражения по-прежнему приходятся на медицинский персонал: с начала эпидемии заразились почти 7 тысяч медицинских работников. Министерство здравоохранения сообщает о 42 медицинских работниках, скончавшихся от осложнений, вызванных COVID-19. Однако, по словам экс-министра здравоохранения Аллы Немеренко, подкрепленным конкретными примерами, «Минздрав скрывает данные о зарегистрированных смертях среди медперсонала. Число в 42 скончавшихся далеко не истинное».
«Коронавирусная» статистика, как показывает практика и исследования, вообще далека от точности и достоверности. На днях Всемирная организация здравоохранения распространила информацию о том, что во всем мире много незарегистрированных случаев COVID-19 – заболевшие просто не обращаются к системе здравоохранения. По оценкам экспертов ВОЗ, порядка 10 % населения уже было инфицировано. Если применить формулу ВОЗ к нашей стране, получится, что в Молдове порядка 300 000 случаев инфицирования, следовательно, примерно 80 % (!) случаев остаются незарегистрированными.
Эксперт в области общественного здравоохранения Алла Токарчук полагает, что такая ситуация связана с ограниченными возможностями первичной медицины, ограниченным тестированием, влиянием теорий заговора и отрицанием существования пандемии, в целом низким уровнем жизни и глубокой нищетой. Игнорирование симптомов, отказ от обращения к врачу и применение инфицированными нетрадиционных методов лечения ведет к неконтролируемому распространению вируса в обществе.
К сожалению, население до сих пор сомневается в существовании коронавируса и не соблюдает элементарных санитарных норм. В результате в Молдове достаточно частым является выявление массовых очагов заражения. «Классическим» примером служит история одной деревни, где гражданка разнесла инфекцию по всем домам, так как ходила делать жителям уколы без маски и перчаток. По оценкам экспертов, согласно статистике на деревню с 500 инфицированными жителями придется 100 случаев с тяжелыми симптомами, 25 случаев госпитализации в реанимацию, 15 – окажутся летальными, а если никто из этих 500 человек не обратиться к врачу, смертность может дойти до 10 %, как это было весной в Италии.
В сложившейся ситуации бездействие может иметь серьезные последствия, включая большое число человеческих жертв. Большинство стран принимают ограничительные меры для достижения пандемического торможения и контроля потоков пациентов.
Однако возобновления жесткого карантина ожидать не стоит. Молдавское население с трудом пережило весенний локдаун и еще одного просто не вытянет. Недавно Национальное бюро статистики изучило влияния коронавирусного кризиса на население. Полученные данные вполне ожидаемы – с приходом эпидемии население обеднело и впало в депрессию. 17 % респондентов ответили, что остались без дохода или он существенно снизился, 8 % лишились переводов из-за границы, 40 % отметили сильный стресс и депрессивное состояние. Каждому пятому пришлось экономить на еде, люди использовали сбережения на черный день. «У нас довольно бедное население, и любой кризис в первую очередь бьет по каждодневным базовым расходам. Какими будут эффекты пандемического кризиса, пока говорить рано, потому что мы не знаем, сколько он продлится», - говорит социолог Василий Кантаржи.
Таким образом, с одной стороны, усиление карантинных мер, очевидно, позволило бы сократить передачу инфекции среди населения. Однако с другой – также очевидно, что значительная доля населения и экономика в целом не справятся с последствиями этого ужесточения. Остается надеяться, что скрытое распространение инфекции по населенным пунктам страны замедлиться и не спровоцирует гуманитарную катастрофу после всеобщего голосования 1 ноября.