Сергей ЧЕБАН
События в Вашингтоне всколыхнули не только США, но и весь мир, заставив задуматься о том, какие перемены ждут в будущем как сами Штаты, так и страны-объекты американского влияния
Главной новостью минувшей недели стали события в Вашингтоне и захват здания Конгресса на Капитолийском холме, где проходило совместное заседание двух палат парламента для ратификации результатов президентских выборов. Эксперты будут еще не одну неделю комментировать это незаурядное для США явление, однако уже сейчас часть специалистов полагают, что произошедшее стало спусковым механизмом для серьезных трансформаций внутри государства, а, следовательно, и для внешнего мира.
Последовавшие за этим различные сюжетные линии показали, что глобальные транснациональные кампании и IT гиганты все громче заявляют о себе и все увереннее чувствуют себя в качестве влиятельного фактора во внутренней жизни страны. Пока всем казалось, что только молдавский Конституционный суд в состоянии «отключить» главу государства, крупные американские коммуникационные сети продемонстрировали, что вполне способны загнать в глухую информационную изоляцию целого президента США.
Тем временем, уже начинают появляться осторожные прогнозы о том, каким именно образом внутренняя ситуация в США и смена президента повлияют на внешнюю политику Белого дома. В частности, есть мнение о том, что Джо Байден в личном плане постарается держаться подальше от той же украинской тематики, которая чуть было не стоила ему победы на выборах. Тем не менее, многие аналитики склонны полагать, что новый глава американской администрации продолжит жесткую линию в отношении Москвы для сдерживания ее влияния, а также нейтрализации российского военно-политического фактора в Молдове и на востоке Украины.
Как известно, Дональд Трамп был в большей мере склонен к поэтапному достижению с Кремлем отдельных согласованных параметров взаимодействия на постсоветском пространстве и к проработке возможных договоренностей по различным проблемным кейсам, решение которых могло бы заложить основу будущей архитектуры безопасности и сотрудничества в различных регионах СНГ.
Вместе с тем пока еще действующий американский президент не упускал возможности для наращивания своего стратегического преимущества и усиления оборонного потенциала США на восточных рубежах НАТО. В связи с этим в Польше была сосредоточена одна из крупнейших военных группировок Соединенных Штатов, а в Румынии происходит методичное усиление американских военно-воздушных сил. Свидетельством тому является недавняя переброска на авиабазу в городе Кымпия-Турзий ударных беспилотников США для наблюдения и разведки в поддержку операций Североатлантического альянса.
На молдавском направлении, судя по всему, главная тактическая задача Вашингтона — это довести дела до логического конца. То есть обеспечить приемлемый результат на досрочных парламентских выборах партии Майи Санду и всем ориентированным на запад политическим силам, которые смогут назначить правительство без участия политформирований, координирующих свои действия с Москвой. Осенью текущего года у нынешнего посла США Дерека Хогана, который, по мнению экспертов, имел решающее слово по многим вопросам внутриполитической повестки в Молдове (и сыграл ключевую роль в событиях лета 2019 года), завершается трехлетняя каденция, и ближе к лету американский дипломат начнет передавать дела своему преемнику.
Молдавские официальные лица, как и следовало ожидать, заняли выжидательную позицию и не стали делать каких-либо заявлений или оценок внутренней ситуации в США. Это говорит о том, что политики в Кишиневе отчетливо осознают, что большое значение для поддержания положения нынешних молдавских элит является сохранение крепкой хватки Вашингтона во всем региональном пространстве и, прежде всего, удержание позиций американской администрации в Бухаресте и Киеве.
Важным фактором могут стать наступательные действия Кремля, который уже продемонстрировал свою готовность действовать самостоятельно в закавказском регионе. Ситуация, складывающаяся вокруг карабахского урегулирования, стала весьма показательной, где Москва практически нейтрализовала Минскую группу ОБСЕ и не только добилась внедрения режима прекращения огня, но и в развитие своего успеха готовит сегодня в Москве очередной пакет двухсторонних договоренностей между Азербайджаном и Арменией.
Возможно, аналогичную подмену замирающему переговорному механизму «5+2» на «московский формат урегулирования» можно было ожидать и в приднестровском вопросе. Однако обстоятельства, связанные с поражением Игоря Додона на выборах, по всей видимости, вынудили Кремль отложить пока эту идею до лучших времен или скорректировать свои тактические походы к этой давней проблеме.
Таким образом, сложившаяся к началу года проблема с транзитом власти в США стала большой неожиданностью для многих столиц, в том числе для Кишинева и Киева. Они, пожалуй, находятся в ситуации наибольшей неопределенности и без четкого понимания, какой именно будет политика новой американской администрации. Без оглядки на Белый дом президенты Украины и Молдовы также вряд ли смогут решиться на какие-либо прорывные решения в ходе предстоящей встречи.
С другой стороны, есть все основания полагать, что, несмотря на перемены в политических верхах США и текущие кризисные проявления, курс на наращивание Соединенными Штатами своего военно-политического потенциала и влияния в восточно-европейском регионе будет продолжен. А Молдове не избежать нового раунда геополитического противостояния на своей территории, центральным элементом которого станут досрочные выборы в парламент.