Сергей ЧЕБАН
Любое решение Конституционного суда в отношении президентского декрета о повторном выдвижении Натальи Гаврилицы на должность премьер-министра не страхует от дальнейшего разрастания политического кризиса в стране
Характер и направление развития событий в Молдове свидетельствует о том, что узел внутриполитического кризиса с каждой новой неделей все сильнее затягивается на шее нашего государства. Местные и зарубежные специалисты, внимательно наблюдающие за молдавской политической жизнью, теряются в догадках и уже не рискуют давать какие-либо конкретные прогнозы по поводу возможных линий движения внутренних процессов в стране.
На этом фоне сохраняется активность на внешнеполитической стезе. Сегодня, к примеру, впервые в текущем году в Кишинев с официальным визитом прибыл высокий зарубежный гость — председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Швеции Анн Линде. Формальной целью поездки является намерение лично ознакомиться с положением дел вокруг приднестровского урегулирования и найти возможности сдвинуть его с мертвой точки. Однако, по мнению отдельных экспертов-международников, другая, не менее важная и актуальная задача, стоящая перед шведским дипломатом, состоит в поддержке проевропейского курса Молдовы в целом и президента Майи Санду в ее нелегком противостоянии с политическими оппонентами в частности.
Молдавские власти ожидают от шведского председательства большего внимания по двум главным острым темам: правозащитной тематике и обеспечению свободного передвижения между берегами Днестра, ситуация в которых ухудшилась за последние несколько лет по вине Тирасполя. Международное сообщество в лице ОБСЕ, конечно же, рассчитывает на скорейшее прохождение сложного внутриполитического перепутья и формирование единой позиции молдавских элит в отношении принципов и модели разрешения давнего конфликта.
Будет ли купировано дальнейшее разрастание политической неопределенности, станет ясно уже 23 февраля. К тому времени Конституционный суд Молдовы планирует окончательно высказаться на предмет конституционности декрета Майи Санду о повторном выдвижении Натальи Гаврилицы на пост премьер-министра. Тем не менее, высокая судебная инстанция сделала промежуточное заключение. Она отказалась приостанавливать действие указа до рассмотрения документа по существу, одновременно с этим ограничив парламенту возможность рассматривать поданную главой государства кандидатуру до вынесения окончательного вердикта.
С политической точки зрения судьи сделали весьма изящный ход, поставив фактически под сомнение позицию обеих сторон, и вместе с этим еще больше расширив пространство для различных трактовок и интерпретаций. Такое подвешенное состояние и сложнопрогнозируемое решение КС РМ в наибольшей степени вызвало волнение среди членов и фронтменов партии социалистов, которые усмотрели со стороны представителей молдавской Фемиды желание укрепить полномочия института главы государства.
При этом отказать суду в такой логике сложно хотя бы по той причине, что возвращение к процедуре всенародного избрания президента в 2016 году подразумевает, по сути, гораздо большую легитимность и доверие со стороны избирателей. При этом Конституция Молдовы, в свою очередь, так и
не была адаптирована под де-факто усилившуюся роль президентского института в политической жизни страны, что наглядно доказывает своим поведением Майя Санду. Именно этими соображениями, по всей видимости, руководствовался и Игорь Додон, когда активно продвигал мысль о необходимости внесения изменений в основной закон страны в части полномочий первого лица государства, которые должна была разработать специальная экспертная комиссия.
Во всей этой неразберихе эксперты, журналисты и неправительственные организации уже стали призывать молдавских политиков проявить благоразумие и в качестве возможного временного выхода из сложившейся ситуации рассмотреть возможность создать широкую коалицию из числа партии социалистов, ДПМ, «PAS» и «Платформы ДА». Это помогло бы, по их мнению, обеспечить функциональное правительство и договориться об алгоритме выхода на путь внеочередных выборов в законодательный орган страны.
Однако, по всей видимости, открытая коллаборация социалистов с представителями партии «ШОР» и примкнувшими к ними перебежчиками практически перечеркнула последние надежды на то, что президентская фракция в парламенте решиться даже на временную антикризисную кооперацию со своими прямыми политическими оппонентами. Также «PAS» вряд ли откажется и от своей идеи-фикс о скорейшем проведении внеочередных выборов для конвертации своего укрепившегося рейтинга в мажоритарное представительство в будущем парламенте.
Какое бы решение не вынесли судьи конституционной инстанции, молдавская политика не застрахована от самого плохого — тотальной внутриполитической блокады, при которой Майя Санду откажется от выдвижения кандидатуры от любого парламентского большинства, Наталья Гаврилица не будет рассматриваться парламентом, а народные избранники не смогут инициировать и реализовать процедуру импичмента. Не исключено, что в администрации молдавского президента рассчитывают именно на такой политический тупик, чтобы вынудить Конституционный суд прийти к выводу, что единственным выходом из сложившегося положения является организация досрочных выборов.