Владимир РОТАРЬ
Публичное затишье, связанное с ожиданием решения Конституционного суда, активизировало закулисные торги ключевых молдавских игроков вокруг формирования и утверждения нового правительства
Пока общественность с интересом ждет решения Конституционного суда по поводу законности повторного выдвижения на пост премьера Натальи Гаврилица, молдавская политика по своему обыкновению скрылась за кулисы — в область ожесточенных торгов, переговоров и дискуссий. Ясно одно: с каждым днем досрочные выборы все больше превращаются в недостижимый мираж, и основной вопрос сейчас в том, чей именно ставленник возьмет бразды правления кабинетом министров.
Судя по некоторым кулуарным слухам, черновик решения КС уже готов, и составлен оно не в пользу президента. При этом ряд сигналов свидетельствует о том, что, как и
предполагали коллеги, выдвижение социалистами Марианы Дурлештяны является лишь отвлекающим маневром, а главная роль в этой многоактной пьесе отведена лидеру платформы «Достоинства и правда» Андрею Нэстасе.
Последний все еще считается многими если не соратником, то, как минимум, единомышленником президента Майи Санду. Факты же говорят об обратном. «Холодная война» между двумя лидерами проевропейской оппозиции ведется давно, а их интересы уже не раз вступали в фазу прямого столкновения: например, на довыборах в парламент по Хынчештскому округу или в ходе президентской кампании, где председатель DA откровенно «топил» будущую главу государства, выполняя чуть ли не роль «спойлера».
На словах Андрей Нэстасе, как и ранее, продолжает поддерживать инициативы Майи Санду, однако де-факто уже давно ведет свою игру с целью реактуализироваться в молдавской политике через руководство правительством. Свои премьерские услуги экс-глава МВД предлагал буквально на каждом витке внутриполитического противостояния. Вот и сейчас он,
критикуя действия президента, подводит к мысли о том, что ради блага страны и во избежание утверждения кабмина фракциями ПСРМ и «За Молдову» необходимо формирование миноритарного правительства платформой DA.
Здесь, естественно, сразу возникает вопрос: а откуда собственно Андрей Нэстасе собирается брать 51 голос в парламенте для «своего» кабмина? С партией «Шор» сотрудничать он явно не намерен. На первый взгляд, можно исключить и кооперацию с ПСРМ. Или же нет?
Несмотря на то, что в медийном плане партия Нэстасе и ПСРМ остаются антагонистами, еще недавно множились слухи об активных переговорах DA с социалистами и демократами относительно формирования широкой коалиции в молдавском парламенте и утверждения компромиссного правительства как раз с Нэстасе в роли премьер-министра.
Это похоже на правду хотя бы тем, что подобный ход был бы на руку всем участникам этого потенциального договорняка. Сам Нэстасе получил бы возможность спасти падающие рейтинги своей партии и себя лично, предотвратить полное поглощение электората платформы DA партией PAS (которое на данный момент практически состоялось) и какие-никакие перспективы попасть в следующий состав парламента.
Для ДПМ и ПСРМ такое сотрудничество дало бы удобный повод избежать проведения досрочных выборов под предлогом формирования «правительства национального спасения» в условиях тяжелого экономического кризиса и пандемии. Это также помогло бы социалистам избежать крайне неприятного сотрудничества с токсичной партией «Шор», которая вызывает раздражение как у внутренней публики, так и у международных партнеров, а заодно и необходимости удовлетворять их немалые (как утверждается) коалиционные аппетиты.
В пользу такого сценария говорят и многие публичные заявления представителей всех упомянутых партий, в том числе и мягкие
сигналы со стороны Игоря Додона, из слов которого выходит, что Нэстасе отнюдь не является неприемлемой кандидатурой на пост главы кабмина. К тому же, очевидно, что с председателем DA в премьерском кресле было бы куда проще договариваться с внешними партнерами Кишинева, особенно в плане получения финансовой помощи, которая в случае правления альянса ПСРМ —«Шор» неизбежно будет заморожена до лучших времен.
По некоторым данным, только настойчивые уговоры неких важных зарубежных акторов пока предотвратили фактическое объединение правых и левых сил в единую тактическую коалицию против президента. Впрочем, это не означает, что от данных планов отказались совсем. Сейчас мы видим активные попытки Нэстасе «продать» зарубежным партнерам идею об антикризисном проевропейском правительстве. Так, на днях состоялась его встреча с послом США Дереком Хоганом, где среди прочего обсуждался этот вопрос, как и в целом внутриполитический кризис в стране.
У Андрея Нэстасе нет никакого резона вставать на сторону президента. Ему не нужны ни досрочные выборы, на которых в данный момент его партия не получает мандатов в принципе, ни дальнейшее укрепление президентского рейтинга, провоцирующее переток правых избирателей в ряды сторонников PAS. В этих условиях инстинкт самосохранения, в конечном счете, может перевесить даже мнение международных партнеров. О том, какое решение в итоге принял лидер DA, отчасти можно будет судить и по вердикту Конституционного суда, где, как мы помним, в результате прошлогодних перестановок сильное влияние и должность председателя достались как раз политформированию Нэстасе.
Очевидно, что глава государства и ее окружение прекрасно понимают, в какую именно сторону дует ветер фракционных переговоров, и скорее всего, готовят ответные ходы. По крайней мере, очень любопытным показалось заявление президентского кандидата в премьер-министры Натальи Гаврилица о возможных
изменениях в составе и программы ее правительства. Готовятся ли они под ситуативный неформальный союз с кем-то из парламентских партий — хороший вопрос, ответ на который мы узнаем, вероятно, уже на следующей неделе.