Владимир РОТАРЬ
На фоне противостояния с Россией Альянс готовит значительное усиление военного присутствия на восточных границах — в том числе, в регионе Черного моря
Приход в Овальный кабинет Джозефа Байдена ознаменовал крутой разворот в американской внешней политике. США даже на уровне деклараций прекращают попытки замкнуться на внутренние дела, вновь взваливая на свои плечи заботу о безопасности западного мира и противостоянии растущим угрозам со стороны Китая и России. «Америка вернулась. Я говорю сейчас как президент Соединенных Штатов и посылаю четкий сигнал миру — Америка вернулась. Трансатлантический альянс вернулся. И мы будем идти вперед вместе... И я хочу четко заявить — Соединенные Штаты будут тесно работать с Европейским союзом, чтобы вместе встречать вызовы, с которыми мы сталкиваемся», — подчеркнул Байден в ходе своего выступления на Мюнхенской конференции по безопасности.
Ключевым инструментом в выстраивании механизма сдерживания геополитических конкурентов Вашингтона естественно станет НАТО. Внутреннее единство организации было расшатано в период президентства Дональда Трампа, поэтому восстановление доверия со стороны европейских союзников, как сообщают источники — первоочередная задача Белого дома. Одновременно с дипломатической накачкой происходит и идеологическая: Альянс уже анонсировал
новую стратегическую концепцию, которая перенацелит стран-членов на противодействие России и Китаю, а также укрепление связей между Европой и Северной Америкой.
В рамках конфронтации с Москвой НАТО активно наращивает силы на восточном фланге. Генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг отметил, что Альянс в последнее время значительно усилил присутствие на своих восточных границах, включая регионы Балтики и Черного моря. Кроме того, в феврале он заявил о расширении финансирования военной деятельности по сдерживанию и обороне на данных направлениях, что, по его словам, «позволит поддержать развертывание сил союзников в наших боевых группах на восточном фланге, развертывание воздушной полиции, морское развертывание и проведение учений».
В текущих условиях какой-либо разрядки в отношениях Запада и России ждать не приходится. Наоборот, маховик противостояния раскручивается все сильнее: в Соединенных Штатах медийно громко «выстрелила» ажиотажная история с российскими хакерскими атаками на правительственные системы США (их называют едва ли не самыми крупными в последние годы), в ответ, судя по инсайдам американских СМИ, Вашингтон готовит соразмерное нападение уже на российские ресурсы.
Хотя о прямом военном столкновении двух держав речи пока не идет (накал противостояния все же еще на настолько велик, чтобы допускать обмен ядерными ударами), высока вероятность пробы сил в рамках одного или нескольких прокси-конфликтов в странах восточноевропейского региона. Например, в Украине, которую США активно накачивали (и
накачивают) оружием на сотни миллионы долларов. Характерно, что в последнее время существенно обострилась ситуация на Донбассе. По обе стороны разграничительной линии уже говорят о скором масштабном боестолкновении по образцу 2014-2015 гг. Это отчасти подтверждается и многочисленными свидетельствами о переброске на восток страны механизированных частей, и одновременной зачисткой оппозиционных политических сил и СМИ в Украине.
Смысл возможной эскалации конфликта на Донбассе понятен — проверка боем оперативных возможностей Москвы, а также в принципе ее способности и моральной готовности реагировать финансово (а, возможно, даже и «военно») на прямую угрозу «ЛДНР».
В качестве аналогичного «пробного шара» может выступить и Молдова. Это только на первый взгляд наша страна в сравнении с соседом может чувствовать себя более или менее спокойно. На деле же она уже давно встраивается в систему европейской коллективной безопасности, пусть даже формально и не состоя в Североатлантическом Альянсе. В конце концов, еще в 2006 году был утвержден первый Индивидуальный план действий партнерства (IPAP) Молдова — НАТО. Такой документ считается третьим уровнем сотрудничеством в рамках двустороннего взаимодействия и отражает конкретные мероприятия по интеграции в НАТО силового сектора государства-партнера.
Сейчас, как известно, в стадии принятия находится
проект нового IPAP на 2021-2023 годы. Это комплексный документ, прописывающий для республики целый комплекс обязательств, причем сразу в большинстве сфер жизни государства — от экономики до правосудия. Большой акцент, там, разумеется, делается и на секторах обороны и безопасности.
В целом, в новом Плане можно найти немало любопытных и наталкивающих на определенные размышления пунктов. Например, Кишинев среди прочего обязуется реализовывать решения саммитов Североатлантического Альянса в Уэльсе и Варшаве (фактически, посвященные сдерживанию России) и далее способствовать быстрому и полному вывода российских войск, «незаконно находящихся на территории страны». Говорится там и о возможности трансформации нынешней миротворческой операции на Днестре в многонациональную гражданскую миссию с международным мандатом, а также об эвакуации (уничтожении) запасов боеприпасов в Колбасном.
Принятие плана пока отложено ввиду продолжающейся внутриполитической неразберихи, однако нет сомнений, что после того, как ситуация утрясется, Кишинев обязательно «вернут» к этому вопросу.
То, что Вашингтон придает высокое значение укреплению обороноспособности республики и молдавскому направлению в целом, подтверждается и фактом (по сути, беспрецедентным) назначения советника-эксперта из США Карен Бонаби в департамент по реформам Министерства обороны Молдовы. Она среди прочего будет оказывать помощь в продолжении реформирования Национальной армии по стандартам НАТО, курировать взаимоотношения ведомства с США, следить за расходованием выделяемых Вашингтоном средств и выполнением обязательств Кишинева в рамках имеющихся соглашений — в том числе и упомянутого выше Плана действий. То есть, фактически Соединенные Штаты будут почти в ручном режиме контролировать все процессы, связанные с модернизацией молдавских вооруженных сил.
Такое внимание понятно. Тактика истощения российских ресурсов может найти свое идеальное применение и на территории нашей страны, где Кремль располагает группировкой войск, находящей в крайне уязвимом положении, и помощь которой оказать будет очень сложно. Да, в соответствии с Конституцией Молдова является нейтральным государством, но в реальности этот статус практически никогда не соблюдался. Власти на протяжении многих плотно сотрудничают с НАТО, имея с этого немалый военно-экономический и политический профит. Теперь же это может выйти боком, ведь, судя по набирающей ход новой холодной войне, время «расплачиваться по счетам» для Кишинева может наступить уже очень скоро.