Владимир РОТАРЬ
Досрочные выборы могут стать следующим шагом по переустройству молдавского политического пространства с попутным удалением всех олигархических и оппозиционных («пророссийских») элементов
Вчерашнее решение Конституционного суда, подтвердившего законность президентского декрета о выдвижении в премьеры Игоря Гросу, по всей видимости, ставит если не точку, то, как минимум, жирную запятую в трехмесячном противостоянии парламента и главы государства. Отныне перед законодателями встает нелегкий выбор — либо поддержать вотум доверия кабмину выходцев из PAS, либо нет — и в последнем случае страна практически гарантированно отправляется на досрочные выборы.
Как известно, большинство из нынешних обитателей парламента в его новый состав, скорее всего, не пройдут. «За бортом» остаются Демократическая партия, группа Канду и «Pentru Moldova», партия «ШОР» и платформа DA. А самая крупная фракция в главном законодательном органе страны — социалистов — рискует недосчитаться до половины своих мандатов, а то и больше. В этом смысле вчерашний вердикт КС выбивает почву из-под парламентских сил, ставя их в сложное положение.
Что касается Майи Санду, то ее, по-видимому, устроит любое развитие событий — даже голосование за правительство Гросу. Она понимает выгоды от контроля над исполнительной властью, который поможет обеспечить рост или хотя бы сохранение уже и так высокого рейтинга, позволяющего рассчитывать на единоличное большинство по итогам досрочных выборов. Основой успеха временного кабмина может стать привлечение солидных объемов внешней поддержки, к примеру, макрофинансовой помощи ЕС, кредитов по линии МВФ и Всемирного банка, грантов от соседней Румынии.
Наряду с этим Майя Санду постарается в еще большей степени нарастить и без того значительно расширившуюся электоральную базу PAS за счет укрепления потенциала диаспоры. Так, президент уже озвучила
намерения по открытию еще большего числа избирательных участков за рубежом (а именно мощное голосование молдавских граждан в иностранных государствах позволило Санду получить настолько впечатляющий отрыв от Додона на президентских выборах).
Таким образом, после ряда проб и ошибок главе государства все-таки удалось, по крайней мере, на данном этапе переиграть парламент и завладеть стратегической инициативой в подзатянувшемся противостоянии. В то же время такой успех во многом стал возможен благодаря действиям международных партнеров Кишинева, прежде всего Брюсселя и Вашингтона. Они в последнее время заметно активизировались в молдавских делах, давая публичные отповеди по тем или иным событиям и осуществляя динамичную челночную дипломатию. Есть все основания полагать, что именно влияние посла США Дерека Хогана остановило парламент от более радикальных мер в отношении строптивого президента.
В итоге законодатели не решились ломать правила игры в отличие от той же Санду, которая попросту игнорировала исполнение предписанных ей основным законом обязанностей для достижения заявленных целей. Не обошлось, судя по всему, без внешнего воздействия и в ключевом акте президентско-парламентской схватки — операции «Дурлештяну», позволившей президенту в обход парламента протолкнуть кандидатура Игоря Гросу.
Что же дальше? Как уже было отмечено, новый состав парламента наверняка претерпит значительные изменения. Правящие ныне социалисты имеют высокие шансы оказаться вовсе без «друзей» и перейти в оппозицию, причем куда менее «комфортную», чем во времена режима Влада Плахотнюка.
Ранее коллеги уже проводили параллели с процессами, которые происходят в Украине, и предполагали, что молдавский президент может
воспользоваться опытом соседей (с которыми у нее, кстати, складываются вполне неплохие отношения). Как известно, Киев инициировал жесткую зачистку медийного и политического пространства от оппозиционных элементов под предлогом их «пророссийскости» и работы против государства. Под санкции уже попали ряд СМИ, лидер «Партии Шария» (на данный момент готовится запрет всего формирования), а также главный друг Кремля в Украине, глава политсовета партии «оппозиционная платформа – За жизнь» Виктор Медведчук.
Это может стать определенным тизером к судьбе другого партнера Москвы, только теперь уже в Молдове. В том, что молдавская политическая площадка также подвергнется санации, сомневаться не приходиться. Первой «жертвой», как свидетельствуют вчерашние события в парламенте, становится партия «Шор». С двух ее депутатов, Дениса Уланова и Петру Жардана, по просьбе генерального прокурора вчера сняли неприкосновенность, и оба народных избранника были задержаны и доставлены в следственный изолятор. Это наверняка лишь начало бед для политсилы бывшего оргеевского градоначальника, которой показали красную карточку и США, и Евросоюз. В этих условиях можно ожидать, наконец, более активного уголовного производства и в отношении самого Илана Шора, заседания по делу которого сейчас постоянно переносятся.
При этом под «горячую руку» подпадут не только левые, но и некоторые правые силы. Речь идет, главным образом, о партии Андрея Нэстасе. Платформа оказалась явным аутсайдером в союзе с PAS, и ради выживания ее лидер топил Санду на протяжении чуть ли не всей ее избирательной кампании, фактически играя на руку Додону. Сейчас соратники Нэстасе регулярно выступают с едва завуалированной критикой в адрес президента, а Александр Слусарь публично назвал Санду самым циничным политиком в стране. Разочарование членов DA понятно – платформа имела шанс стать частью парламентских раскладов, которые вынесли бы ее председателя на пост премьера (по слухам, этого не произошло опять же исключительно благодаря убедительным предупреждениям со стороны некоторых внешних акторов). Теперь же, судя по рейтингам DA, ее электорат будет почти полностью поглощен пропрезиденсткой партией на следующем голосовании.
Чтобы не произошло дальше, вчерашние политические события, так или иначе, выводят страну к досрочным парламентским выборам. Вопрос лишь в том, когда они будут проведены. Это также означает, что период вольницы, наступившей после крушения режима Плахотнюка, заканчивается. Под присмотром западных партнеров Молдову последовательно консолидируют вокруг фигуры президента и ее партии. В дальнейшем, судя по всему, республику ожидает масштабная политическая перестройка с хирургическим удалением всех олигархических и оппозиционных элементов. Цель — окончательно вырвать страну из орбиты российского влияния и поставить ее на твердый путь евроатлантической интеграции. Впрочем, возможны и
другие мотивы.