Сергей ЧЕБАН
Даже несмотря на вердикт Конституционного суда, жесткое противостояние между главными действующими лицами молдавской политики в ближайшие месяцы никуда не денется, а лишь сменит форму и приобретет более заметный электоральный оттенок
Вчера Конституционный суд фактически дал старт избирательной кампании в Молдове, после того как своим вердиктом подтвердил наличие оснований для прекращения полномочий нынешнего парламентского созыва. Единственным остающимся препятствием на пути вступления в силу будущего указа президента о роспуске легислатуры и назначении даты выборов является режим чрезвычайного положения. К рассмотрению законности введения последнего КС, по идее, должен приступить в ближайшее время, чтобы положить конец затянувшемуся внутриполитическому кризису.
Майя Санду приняла решение лично присутствовать на заседании суда и озвучить свои доводы в пользу необходимости организации досрочных выборов. Мнения экспертов на этот счет разделились: кто-то увидел в этом попытку оказать давление на высокий суд, другие расценили это как очередное проявление политической самоотверженности Санду. Третьи и вовсе усмотрели в таком поведении популистские и электоральные признаки.
Нет никаких сомнений в том, что глава государства практически добилась поставленной цели, максимальный эффект которой может быть достигнут лишь в случае скорейшего проведения выборов, то есть в июне или июле текущего года. Тот факт, что Майя Санду несколько туманно излагается о своих будущих намерениях, планируя лишь «вскоре» издать соответствующий указ, говорит об отсутствии всего набора необходимых правовых компонентов, которые могли бы гарантировать, что финальный отрезок от даты подписания указа до даты проведения выборов не растянется на неопределенный период.
Игорь Додон предсказуемо осудил решение судебной инстанции и заявил, что в стране предпринята попытка узурпации власти. Поэтому парламент вполне может и не подчиниться попыткам прекратить его полномочия. Понятно, что лидер партии социалистов понес крупное политическое поражение, поэтому его риторика максимально насыщена адресными и мобилизационными сигналами к своим сторонникам о готовности продолжить борьбу с политическими оппонентами и держаться до конца. Однако вероятность того, что ПСРМ проявит открытое неповиновение решению высшей судебной инстанции, думается, невелика, поэтому противодействовать планам президента социалисты и их политические соратники будут законными методами, включая административный ресурс.
Многое теперь будет зависеть от того, когда и с каким результатом закончится рассмотрение Конституционным судом вопроса о законности режима чрезвычайного положения. Есть основания полагать, что, несмотря на признание судом противоправности нынешнего ЧП, парламентское большинство в лице ПСРМ и «Шор/За Молдову» может переголосовать его заново, технически изменив процедурные аспекты и тем самым продлить срок его действия.
Кроме того, иные административные рычаги воздействия на ситуацию и президента могут быть применены в процессе изыскания финансовых средств для проведения выборов. Созданием перманентных сложностей, по всей видимости, партия социалистов планирует вынудить Майю Санду договариваться хотя бы о взаимоприемлемой дате голосования, а также согласовать минимальные параметры и правила проведения предвыборной кампании.
Вероятнее всего, главная задача, которая сейчас стоит перед депутатским большинством — это необходимость выиграть время, чтобы сохранить функциональность парламента и оттянуть официальный запуск электорального периода до второй половины года. Такая диспозиция позволит внести ряд изменений в избирательный кодекс, в том числе для купирования активности «параллельного электората» за рубежом или его полного отсечения. Кроме этого, 17 июня истекает мандат нынешнего Центризбиркома, поэтому новый состав комиссии при наличии запаса времени может быть сформирован преимущественно из числа лояльных парламентскому большинству членов, чтобы обеспечить себе дополнительные преимущества при организации выборов.
Новая фаза противостояния, вероятнее всего, потребует от Майи Санду также каких-то решительных действий, которые не дадут текущей внутриполитической истории развиваться до бесконечности. Некоторые эксперты считают, что президенту следует поторопиться с подписанием декрета с указанием четкой даты выборов, который может автоматически вступить в силу с момента оглашения очередного решения КС. Такой шаг, как минимум, должен лишить социалистов и их партнеров возможности оперативно переустановить чрезвычайное положение и запастись необходимым временным ресурсом.
Надо полагать, что вчера была пройдена в некотором смысле точка невозврата в продолжающемся процессе реновации молдавской политической системы, которая была запущена по итогам президентских выборов осенью прошлого года. Совершенно очевидно, что жесткое противостояние между главными действующими лицами молдавской политики в ближайшие месяцы никуда не денется, а всего лишь сменит форму и будет иметь гораздо более заметный электоральный оттенок.
Не исключено, что в ближайшие дни к лидеру партии социалистов нанесут визиты зарубежные эмиссары. После чего станет понятно, каков реальный запас сил и прочности у Игоря Додона, чтобы продолжать оказывать активное сопротивление происходящим процессам, которые должны привести к формированию новой политической конфигурации в Молдове на ближайшие 8-10 лет. Майя Санду же, вероятнее всего, в ближайшие дни будет бить на неоправданность тактики Додона, который «против воли народа» препятствует естественному ходу событий и лишь затягивает процесс обновления законодательного органа страны.