Сергей ЧЕБАН
Большинство индикаторов указывает на то, что заклинившие шестерни приднестровского урегулирования были приведены в действие усилиями России. Для чего?
Сохраняющееся напряженное состояние в отношениях Москвы и Киева, как и следовало ожидать, создает широкое гравитационное поле, которое постепенно втягивает в себя различных региональных и международных игроков. Несмотря на то, что Молдова, сконцентрирована преимущественно на своей сложной внутриполитической повестке, судя по всему, Кишиневу не удастся так легко избежать даже частичного вовлечения в общерегиональный контекст. Поэтому ему, так или иначе, придется держать ответ перед ключевыми западными столицами, а также Киевом.
По некоторым признакам развивающаяся в настоящее время ситуация вынуждает Украину вновь рассматривать российское военное присутствие на территории левобережья в качестве дополнительной угрозы. Активное нагнетание этого вопроса в западных и украинских экспертных кругах, исходя из последних информационных сводок, все-таки подтолкнули Киев к тому, чтобы стянуть дополнительные силы к границе с Молдовой. Прежде всего, естественно, к ее центральному приднестровскому участку и организовать там временные блокпосты по примеру 2014 года.
Военные специалисты полагают, что такие действия Украины во многом оправданы, поскольку доверие к Кишиневу, который последние годы обеспечивал надежное прикрытие украинского тыла, постепенно падает по причине ряда событий, имеющих очевидную взаимосвязь. Главные поводы кроятся в итогах недавних совместных визитов молдавской и приднестровской делегаций в Москву, где, по всей видимости, был принят ряд принципиальных решений, которые уже имеют вполне осязаемое проявление.
В первую очередь, обращает на себя внимание тот факт, что по некоторым прямым и косвенным сигналам Кишинев и Тирасполь на минувшей неделе практически деблокировали работу Объединенной контрольной комиссии. Известно, что на протяжении нескольких месяцев работа этого института стремительно погружалась в глубокое кризисное состояние, создавая все необходимые предпосылки, чтобы в дальнейшем поставить перед Москвой массу неудобных вопросов о функциональности миротворческой операции и в принципе о целесообразности ее поддержки в текущем виде.
Не менее оригинально смотрится вчерашняя встреча главных переговорщиков Ольги Чеботарь и Виталия Игнатьева, которые провели первую очную встречу в Бендерах, отказавшись от традиционной площадки Миссии ОБСЕ. То есть подальше от внимательных взоров международных участников, вовлеченных в переговорный процесс. Скупые и практически идентичные по своему содержанию комментарии сторон по итогам состоявшегося разговора, которые, как сказано, были ориентированы на поиск практических решений существующих проблем, конечно же, органично вписываются в генеральную линию Москвы, но вместе с тем вызывают много вопросов.
На этом фоне заметно возрос интерес западных эмиссаров к Молдове и в особенности к приднестровской администрации. Так, на днях Тирасполь с визитом посетил посол Великобритании в сопровождении своего военного атташе. В ходе беседы, как указано, стороны обсудили текущую ситуацию в переговорном процессе, а также вопросы безопасности. Вероятнее всего, обсуждаемые темы рассматривались сквозь призму сложного регионального уравнения с множеством неизвестных, одной из которых является Тирасполь.
Не далее, как сегодня на левый берег прибыли уже глава Миссии ОБСЕ Клаус Нойкирх, а также Глава Делегации Европейского Союза Петер Михалко, которые, вероятно, провели дополнительную рекогносцировку ситуации для Брюсселя и Вены в связи с неожиданно возросшей динамикой событий, за которыми вполне отчетливо просматривается кремлевский след.
Кроме этого, есть основания полагать, что резкий скачек внимания к молдавской тематике — это вовсе не временное явление, а, по-видимому, проявление гораздо более системных сдвигов, вызванных в первую очередь нынешним обострением вокруг Украины. Как сообщают источники в Кишиневе, в течение ближайшего месяца в Молдову ожидается скорый визит посредников и наблюдателей в переговорном процессе, которые планируют на месте ознакомиться с объективным положением дел в отношениях Кишинева и Тирасполя, чтобы определиться с дальнейшими совместными мерами.
Кроме этого, как сообщают молдавские дипломатические источники, в ближайшее время в Кишинев с официальным визитом планирует наведаться заместитель председателя комитета по внешней политике немецкого Бундестага Даниэла де Риддер, совмещающая также функции Специального представителя Парламентской ассамблеи ОБСЕ по Восточной Европе. Основной целью визита заявлено обсуждение существующей ситуации вокруг приднестровской проблемы.
На протяжении последних полутора лет экспертам казалось, что приднестровское урегулирование постепенно выпадает из актуальной повестки восточноевропейского региона и пока будет находиться в режиме ожидания, как минимум, до момента основательной политической перезагрузки в Кишиневе. Однако при всей сосредоточенности на украинском кризисе череда последних событий, вереница визитов и кулуарных встреч хоть пока и не дают возможности сложить достаточно подробную картину происходящего, тем не менее, позволяют определить причины и направленность движения.
Большинство индикаторов указывает на то, что заклинившие шестерни приднестровского урегулирования были приведены в действие именно усилиями Москвы, которая по каким-то своим субъективным причинам усмотрела необходимость задействовать тему отношений между Кишиневом и Тирасполем именно сейчас и как минимум спровоцировать всех остальных вовлеченных игроков на реакцию. Во многом из-за непредсказуемых и даже в некоторой степени вызывающих действий Москвы региональное пространство начинает играть новыми красками и вынуждает Запад противодействовать реализации подобных сценариев.