Евросоюз значительно активизировал усилия на молдавском направлении, готовя почву для восстановления своего фактически утраченного в последние годы влияния в республике
Всего полтора месяца осталось до проведения досрочных парламентских выборов в стране. Главные действующие лица давно известны, избирательные блоки — сформированы, а вся внутренняя политика оказалась в той или иной степени подчинена обслуживанию предвыборных интересов участников гонки.
Одновременно с внутренней растет активность и на внешнем периметре Молдовы. Особенно обращает на себя внимание деятельность Европейского союза, включая его представителей в нашей стране. Делегация ЕС, которую в последние годы часто обвиняли в пассивности, сейчас как будто бы наверстывает упущенное, с небывалым энтузиазмом вовлекаясь в происходящие политические процессы.
Голос Европейского союза в последнее время стал столь «громким», что это уже дало повод
левым силам, а также
Российской Федерации, заявить о вмешательстве во внутренние дела Молдова. Так ли это на самом деле, и не преступает ли Брюссель тонкую грань, разделяющую партнерскую поддержку от прямой интервенции в политику суверенного государства? Попробуем разобраться.
На самом деле оживление главного западного куратора страны случилось намного раньше — а именно, аккурат после победы на президентских выборах Майи Санду. Окрыленный успехом своей протеже, ЕС, видимо, решил ковать железо, пока горячо, возобновив активный промоутинг проевропейского курса и его проводников в Молдове. Неудивительно, что один из первых визитов избранного главы государства состоялся как раз в Брюссель, где она была обласкана многочисленными похвалами, словами поддержки, а ее приезд был представлен чуть ли не как перезагрузка отношений.
Одновременно в структуру президентской администрации были инкорпорированы европейские советники путем подписания меморандума о сотрудничестве ведомства с Фондом Конрада Аденауэра, оказывающим теперь, как минимум, методическое и консультационное сопровождение деятельности молдавского лидера. Тот факт, что работа экспертов института в Молдове финансируется извне, а само соглашение скрывается от общественности (как ранее, скрывался и сам факт его подписания) уже стало источником пересудов и домыслов о реальной роли и влиянии фонда на президентуру.
Зато на виду оказались попытки Делегации ЕС модерировать внутриполитические процессы, направляя их в нужное русло путем различных комментариев, советов, предложений, а порой и угроз. Нельзя сказать, что это была тонкая работа: заявления посла Петера Михалко приобретали все более менторский тон и явно выходили за пределы его дипломатического статуса. Сам Михалко в недавнем интервью NewsMaker категорически
отверг попытки вмешиваться в молдавские дела: «Это мы слышим от тех, кто хочет в отрицательном свете выставить ЕС и партнеров по развитию и приостановить изменения, которых ждут граждане Молдовы».
Впрочем, факты, скорее, говорят об обратном. Делегация даже не пытается скрывать, что играет четко на одной стороне. О принципе равноудаленности в этом случае не может быть и речи — достаточно посмотреть реакции Михалко на события в период острой фазы политического кризиса: «действия в парламенте против Конституционного суда явным нападением на Конституцию Республики Молдова и независимость КС»; «нужен новый парламент, который будет надежным и сможет поддержать правительство, способное провести реформы, которые необходимы и которых ждут граждане — борьба с коррупцией, реформа правосудия, создание условий для инвестиций»; «нельзя не видеть ситуаций прошлого года, когда было потеряно 800 миллионов леев, 400 из которых не подлежали возврату».
Уже в ходе нынешней предвыборной кампании европейский дипломат заявил, что новый парламент должен быть «заслуживающим доверия» — и вероятно, имелось в виду таковое не только молдавского населения, но и Брюсселя.
Кроме того, представители ЕС, в том числе на уровне руководства Союза, стали регулярно наведываться в республику. Можно вспомнить краткосрочный визит главы Европейского Совета Шарля Мишеля, который провел лишь одну официальную встречу с Майей Санду. По ее итогам Мишель заявил, что прибыл с тем, чтобы передать четкий месседж поддержки со стороны ЕС и Молдовы, и персонально Санду в деле борьбы с коррупцией и проведения реформ. Также регулярно организуются встречи президента с главами европейских государств, в том числе Ангелой Меркель и Клаусом Йоханнисом. Буквально вчера в Кишинев прибыла делегация Европарламента, вновь транслирующая тезисы о сближении республики с ЕС. Практические результаты всех этих встреч вызывают сомнение, но их политические цели — вполне очевидны.
Нетрудно понять, что Брюссель раскручивает Майю Санду в качестве главного лица и надежды молдавской политики для накачки рейтинга ассоциированной с ней партии PAS. Данная работа ведется в рамках создания уверенного проевропейского большинства в будущем составе парламента. Для этого в том числе подыскиваются походящие партнеры (на случай, если PAS не получит единоличное большинство). Самый очевидный вариант — разумеется, платформа «Достоинство и правда». При этом отношения лидеров DA с бывшими коллегами по ACUM — как минимум натянутые, если вообще не враждебные, поэтому ЕС прикладывает усилия по новой связке этих двух проевропейских сил. Наверняка, этой теме была посвящена вчерашняя встреча членов партии с делегацией Европарламента.
Правда, как известно, шансы попасть в законодательный орган по итогам голосования у платформы далеко не стопроцентные — ее рейтинг как раз балансирует в районе проходного балла. Поэтому для подстраховки Брюссель прощупывает почву насчет других возможных конфигураций коалиции, анализируя резервные варианты. Таковым, судя по всему, рассматривает блок «Ренато Усатый». Бельцкий градоначальник в свое время поддержал Санду во время второго тура президентской кампании, но после выборов контактов между ними, как заявляется, не было.
По всей видимости, ЕС сейчас намеревается навести мосты между двумя силами. По крайней мере, именно так можно расценить неожиданный визит в Бельцы Петера Михалко в сопровождении послов шести европейских стран, что многими наблюдателями в определенном смысле было расценено как своего рода «благословление». Пресс-релизы говорят, что на встрече шло обсуждение сотрудничества и грантовой поддержки, однако более вероятный мотив такого общения — обсуждение параметров правящей коалиции, а также торг по возможному распределению портфелей в будущем кабмине. Обозначенные публично Усатым «лоты» довольно амбициозны, и Брюссель готов к посредническим функциям, чтобы в случае необходимости свети воедино интересы и требования блока с таковыми у PAS.
Как это обычно случается перед выборами, ЕС также начал посылать недвусмысленно намекать молдавским избирателям на то, что при «хорошем» голосовании краники щедрой финансовой помощи будут оперативно открыты. «Важно, чтобы сейчас Молдова пришла с хорошими картами, чтобы могла получить помощь, которую, наконец-то, используют на благо граждан. Это ключевой год. Я говорю на основании опыта своей родной страны Словакии, которая благодаря поддержке ЕС смогла повысить ВВП, зарплаты, развить экономику и инфраструктуру. Эти возможности сейчас открыты перед Молдовой и их надо использовать в интересах граждан», — описывает перспективы Михалко.
После победы на президентских выборах Брюссель хочет закрепить успех уже в ходе досрочных парламентских, вновь перехватив контрольный пакет акций в молдавской политике. Для этого, как видим, прилагаются масштабные усилия для того, чтобы сбор будущей правящей коалиции происходил под нужными знаменами. Так что на вопрос, вмешивается ли ЕС во внутренние дела республики, верным будет скорее утвердительный ответ. Но с учетом того, какие ставки стоят на конку, а также и без того весьма эфемерной суверенности нашей страны, удивляться этому достаточно сложно.