Сергей ЧЕБАН
Избирательная кампания входит в фазу острого противостояния, когда в ход идут все имеющиеся ресурсы. Решение ЦИК не увеличивать количество участков за рубежом — по сути, первое за последний отрезок времени контрнаступление со стороны блока «Коммунистов и социалистов»
К концу этой недели Центральная избирательная комиссия завершит регистрацию электоральных конкурентов и приступит к изготовлению бюллетеня для голосования. Тем временем информационное пространство всё активнее насыщается различными смыслами и повышенной важностью предстоящих выборов. Последние вновь представляются чуть ли не «судьбоносными» для нашей страны, поскольку предопределят жизнь и развитие государства на ближайшие десятилетия — а именно бесповоротное движение в сторону прозападного курса и поэтапной интеграции в единое европейское пространство.
В этом плане весьма кстати прозвучали заявления председателя Европейского парламента Давида Сассоли, который выступил за присоединение балканских государств к Европейскому Союзу. Он отметил, что расширение ЕС может принести огромные выгоды как для региона, так и для Европы в целом. Несмотря на то, что высказывание касалось конкретного набора стран-кандидатов, этот сигнал выглядит несколько обнадёживающе и для Молдовы, которая при определённом стечении обстоятельств и стабильной 5-10-летней реализации проевропейского курса тоже способна получить статус кандидата. Ведь с географической точки зрения республика может рассматриваться в качестве страны, расположенной в общем балканском ареале.
Как уже я уже ранее отмечал, для пропрезидентской партии «Действие и солидарность» сейчас одной из важных задач является изыскание способа для незначительного роста рейтинга, стабилизировавшегося на определённых значениях, которые не вполне устраивают лидеров политформирования. Не исключено, что под занавес избирательной кампании «PAS» может предложить некоторым партиям (тому же Андрею Нэстасе и нескольким унионистским проектам) в обмен на соучастие в управлении страной за счёт конкретных должностей и госинститутов сняться с гонки в ее пользу. Цель — не допустить того, чтобы мандаты партий, не прошедших пятипроцентный барьер, достались в той или иной пропорции коммунистам и социалистам. Очевидно, что всерьёз такую инициативу можно будет рассматривать к концу июня, когда социологи представят более-менее объективную картину и шансы участников электорального состязания.
Для блока «Коммунистов и социалистов» не так важно наращивание своей электоральной базы, как сокращение источников притока голосов у своих конкурентов. Именно этим можно объяснить недавнее решение ЦИК о сохранении такого же числа избирательных участков для диаспоры, как и на прошедших президентских выборах — 139. При этом МИДЕИ предлагал открыть 190 пунктов, учитывая опыт декабрьского голосования (очереди и нехватку бюллетеней), а также цифры предварительно зарегистрированных зарубежных избирателей, число которых превысило 100 тыс. человек. И хотя изначально проект решения ЦИК предполагал компромиссное увеличение до 162, но близкий к партии социалистов секретарь Комиссии Максим Лебединский всё-таки настоял на 139.
Разумеется, таким образом коммунисты и социалисты, контролирующие большинство членов ЦИК, планируют ограничить дальнейший рост удельного веса диаспоры в общей структуре голосования (а вместе с этим нивелировать все возможные сопутствующие манипуляции и нарушения, на которые, как показывает опыт, левые силы повлиять никак не могут), на что как раз очень сильно рассчитывают практически все партии и блоки прозападного и унионистского толка.
Другим примечательным эпизодом является то, что Центральная избирательная комиссия решила открыть два дополнительных участка для приднестровских избирателей, в том числе и в городе Бендеры. Пока эксперты и журналисты лишь гадают, что именно имел в виду ЦИК и как в реальности можно организовать выборы в соответствии с действующим законодательством на территории этого города. Как известно, в Бендерах под административным контролем находятся лишь два пенитенциарных учреждения, комиссариат полиции и лицей. Между тем, существует также общий штаб миротворческих сил, где периодически открывают пункт для голосования граждан России, что теоретически может также рассматриваться в качестве возможной альтернативы. В пользу этой версии говорит и тот факт, что в своём комментарии Максим Лебединский сослался на ожидаемое решение ОКК относительно открытия двух участков в городе.
Сохранение прежнего числа избирательных пунктов за рубежом, существенное увеличение количества голосующих в случае доставки избирательных урн в Бендеры создаёт серьёзные вызовы для лидеров «PAS», которые, судя по всему, после тактической победы и провоцирования досрочных выборов пребывают в своеобразном умиротворении и ожидании неизбежного поствыборного триумфа. Принятые решения ЦИК — это, по сути, первое за последний отрезок времени решительное контрнаступление со стороны блока «Коммунистов и социалистов», который, по-видимому, закончил все необходимые приготовления. Это также означает, что избирательная кампания входит в фазу острого предвыборного противостояния, когда в ход пойдут все имеющиеся возможности и ресурсы.
То, что удар вышел чувствительным, подтверждает в том числе и незамедлительная реакция Майи Санду, хотя по идее глава государства должна сохранять равноудалённость от подобных вопросов, соотносящихся с интересами близкой ей партии. Нет сомнений в том, что сниженное числа участков негативно повлияет на итоговый результат «PAS», планировавшей получить существенную электоральную подпитку за счёт диаспоры, поскольку голосование на национальном округе, очевидно, исключает любую перспективу получения достаточного количество голосов, чтобы самостоятельно сформировать простое большинство.
Скорее всего, ближайшие дни на Центризбирком будет оказываться массированное давление через обращение в судебные инстанции, а также организацию акций протеста возле наших зарубежных посольств и здания самого ЦИК. Вполне ожидаемо, что аккредитованные в Кишинёве иностранные дипломаты также навестят членов Комиссии, поскольку по большому счёту у них ещё есть достаточный запас времени, чтобы под давлением местной и зарубежной общественности скорректировать своё решение.