Сергей ЧЕБАН
В Молдове постепенно растет число сторонников присоединения к НАТО на фоне усиления интереса блока к черноморскому региону в целом и к республике в частности. После выборов можно ожидать корректировок курса и риторики руководства страны в сторону дальнейшего отказа от нейтралитета с параллельным поиском более тесных форм сотрудничества с Североатлантическим альянсом
В последние недели было опубликовано несколько социологических опросов, призванных оценить ожидания и настроения в молдавском обществе в преддверии досрочных парламентских выборов. Особенно это касается реализации дальнейшего внешнего курса страны, включающего в себя несколько субнаправлений — это не только Европейский и Евразийский союзы, но и вопрос вступления в НАТО, а также объединение с соседней Румынией.
Так, в частности, согласно свежим данным уже около 30% граждан Молдовы готовы проголосовать за присоединение республики к Североатлантическому альянсу. Это является рекордным показателем, если сравнивать с цифрами не только последних лет (в 2013 году идею сближения с НАТО поддерживал только 1% населения), но даже текущего полугодия. Негативно к перспективе вступления Молдовы в военно-политический блок относятся порядка половины жителей страны. Однако принципиальное значение в этом плане имеет не сохраняющееся высокое число противников, а то, что кривая сторонников отказа от нейтрального статуса медленно ползёт вверх.
Скорее всего, плавный рост позитивного восприятия Североатлантического блока в молдавском обществе можно объяснить «воскрешением» прозападных и проевропейских идей, которые с новой силой начали захватывать умы и сердца наших людей. При этом невозможно игнорировать и существенно возросший интерес коллективного Запада к нашему региональному пространству с военно-политической точки зрения, который будет выражаться в том числе в конкретных мерах по положительному позиционированию НАТО в Молдове.
Эксперты давно отмечают, что на фоне конфронтации между евроатлантическими структурами и Кремлём, произошла резкая активизация НАТО на постсоветском пространстве. Последнее всё отчётливее обретает черты укрепрайона с глубоко эшелонированной обороной против России. Поэтому наша республика всё чаще попадает в фокус внимания руководства блока. В этом году Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг уже несколько раз заявлял о том, что альянс готов защищать своих союзников и партнёров от угроз, перманентно исходящих от Москвы, которая, по его словам, неоднократно нарушала территориальную целостность некоторых стран, включая Молдову.
В настоящий момент в качестве главного форпоста в Черноморском регионе рассматривается Румыния, на которую последнее время Вашингтон и НАТО делают наибольший акцент в вопросах безопасности на юго-восточных рубежах. Ввиду этого, а также учитывая экзистенциальное восприятие Бухарестом нашей страны в качестве подчиненного «младшего брата», можно ожидать активизацию сотрудничества с Кишинёвом в военной сфере для дальнейшей реализации существующих стратегических планов. Вероятно, румынское руководство будет использовать принципиальное намерение НАТО продолжить укрепление своих позиций в Черноморском регионе, чтобы экстраполировать этот процесс и на Молдову.
То, что Румыния в ближайшие годы будет более энергично лоббировать вопрос включения республики в актуальную повестку Альянса уже не оставляет никаких сомнений. Так, в начале мая под руководством президентов Румынии и Польши в Бухаресте состоялся саммит B9, в котором также принял участие лидер США Джо Байден. Помимо насущных вопросов, связанных с тревожной ситуацией на Чёрном море, отдельной темой разговора стал также существенный дефицит безопасности в Молдове.
Ближайшим мероприятием, итоги которого могут также концептуально изменить практические подходы основных игроков к нашему региональному пространству, станет встреча президентов США и России, а также саммит Североатлантического альянса 14 июня, где планируется утвердить новую стратегическую концепцию «НАТО 2030». Бухарест уже представил своё видение этого документа, предложив увеличение военного присутствия союзников на Чёрном море и, в особенности, на юге восточного фланга альянса, а также выступил за усиление поддержки восточных соседей — внеблоковых партнеров НАТО. Кроме того, Румыния высказалась за продолжение политики дальнейшего расширения блока.
Первым шагом к усилению регионального функционала Бухареста стало открытие 31 мая в румынской столице «Евроатлантического центра устойчивости», который призван способствовать укреплению стабильности как действующих членов НАТО, так и отдельных стран, находящихся в партнёрских отношениях с альянсом и Европейским Союзом. По оценкам румынских экспертов, открывшийся центр станет реальным подспорьем Молдове для поддержки демократических реформ — и не только.
В Вашингтоне и Бухаресте рассчитывают, что прозападные силы отвоюют в ходе парламентских выборов необходимое политическое пространство в Молдове и закрепятся во власти на срок достаточный, чтобы сделать бесповоротным процесс интеграции нашего государства в евроатлантическое пространство.
Традиционный курс на сотрудничество без официального членства РМ в альянсе как проводился раньше, так, скорое всего, будет продолжаться и дальше при любом молдавском правительстве. Правда, качество и интенсивность такого партнерства может быть разной. Очевидным препятствием для экспансии НАТО в рассматриваемом региональном пространстве является не столько закрепленный в Конституции нейтралитет Молдовы, сколько наличие 30-летнего затяжного неурегулированного конфликта с Приднестровьем и постоянное присутствие российских миротворческих сил в качестве неотъемлемого компонента этого конфликта. В связи с этим наращивание потенциала Североатлантического блока, а также активизация альянса и его отдельных заинтересованных членов на юго-восточном направлении неизбежно приведёт к росту напряженности вокруг тематики «приднестровского конфликта» в связи с ожидаемой активизацией действий Запада в союзе с частью молдавских элит по демонтажу миротворческой операции.
Как известно, срежиссированное западными «партнерами по развитию» давление официального Кишинёва на миротворческое присутствие России осуществляется десятилетия подряд. Некоторые наши неправительственные организации уже давно наработали нужные аргументы. Вспомним опубликованный еще в 2015 году «Promo-LEX» доклад о статусе российских миротворцев в Молдове. Там прямо говорится о том, что: нынешняя миротворческая миссия на Днестре не соответствует критериям стабильности, демократии, прав человека, защиты собственности; Россия — сторона конфликта, поэтому нельзя говорить о беспристрастности миротворческой миссии; миротворцы РФ были причастны к инцидентам по запугиванию журналистов и правозащитников, незаконному задержанию, убийствам и т.д.
Таким образом нет сомнений в том, что от результатов досрочных парламентских выборов в стране будет зависеть мир и спокойствие на берегах Днестра. Получение правыми прозападными партиями всех рычагов власти в стране с высокой вероятностью повлечет за собой эскалацию напряженности. Последствия для будущего Молдовы от геополитически обусловленных опрометчивых действий в области приднестровского урегулирования могут быть крайне неприятными. Нашему народу скоро предстоит решать, стоит ли превращать страну в «мост» для сотрудничества между Востоком и Западом или в «полигон» для геополитического противостояния.