Сергей ЧЕБАН
Нетипичный для глав государств отчёт Майи Санду по итогам шести месяцев работы — очевидный предвыборный ход, призванный в ещё большей степени конвертировать персональную популярность президента в рейтинг близкой ей партии «PAS»
Вчера Майя Санду, преодолев очередной рубеж в своей политической карьере, отчиталась за первое полугодие работы в должности президента. Резюме по итогам шести месяцев — не вполне распространённая практика среди глав государств. Но, учитывая тот факт, что мы находимся в активной фазе избирательной кампании, такой по большому счёту предвыборный ход не должен удивлять.
Выступление было построено на четырёх несущих темах: пандемия, экономика, международное сотрудничество и борьба коррупцией. Более подробно свои взгляды на будущее страны Майя Санду изложила в ходе часового интервью молдавской редакции радиостанции «Свободная Европа». Оно позволяет понять, какой именно глава государства видит систему государственного управления, если молдавские избиратели отдадут достаточное число голосов для формирования лояльного президенту парламентского большинства.
Оппозиция в лице партии социалистов и специальной парламентской комиссии по делу украинского судьи Николая Чауса, конечно же, попыталась изрядно подпортить доклад главы государства очередной порцией обвинений в адрес руководства СИБ, которое находится в её подчинении. Молдавские спецслужбы, а, следовательно, и сама Санду, по их мнению, имеют прямое отношение к организации похищения упомянутого персонажа и последние недели пытаются всеми доступными средствами замести следы.
Несмотря на это, свой шестимесячный срок пребывания в президентском кресле Санду посчитала достаточно успешным, особенно подчеркнув свою роль в снабжении республики значительным числом вакцин. С последним фактом трудно поспорить — дошло уже до того, что Молдова вынуждена временно отказываться от очередных «вакцинных пожертвований» со стороны Румынии и Эстонии из-за наличия достаточного запаса на ближайшие два месяца. В том, что международные партнёры стали более щедры, конечно, есть и персональная заслуга президента. Однако более важным представляется то, что со стабилизацией эпидемиологической ситуации у иностранных доноров попросту стали высвобождаться большие объемы препаратов. И сейчас мы видим, что поставки гуманитарной помощи наращиваются не только в сторону Молдовы, но и другие страны и регионы с пониженным потенциалом собственных возможностей эффективно противостоять пандемии.
Кроме этого, вакцинная тема, как ни странно, стала удобным поводом для публичного обмена любезностями с приднестровской администрацией, которая, похоже, рассчитывает наладить прагматичное взаимодействие с новыми молдавскими властями. Хотя, неожиданный реверанс Тирасполя Майе Санду был почти сразу уравновешен реакцией на её уже упомянутое интервью «Свободной Европе»: лидер региона адресовал президенту вопросы по выводу российских войск и переговорному процессу, тем самым прочертив «красные линии» Приднестровья по данным темам. Так что общение в любом случае обещает быть нелёгким.
Преодоление внешней изоляции крайне значимо для позиционирования государства на международной арене. Однако в практическом плане визиты в Молдову и ответные поездки президента пока имеют исключительно протокольно-политическую направленность и не приносят осязаемых результатов, скорее вписываясь опять же в предвыборный контекст. При этом Вашингтон или Москва, судя по всему, до сих пор не помечены в календаре главы государства, поскольку поездки в эти ключевые столицы имеют куда более определяющее значение и туда уж точно нужно ехать после выборов, чтобы обсуждать серьёзные вопросы стратегического характера.
Планы по стабилизации молдавской экономики из средств Европейского Союза также не столько связаны персонально с Майей Санду (хотя тот, очевидно, делает ставку на действующего президента), сколько с желанием Брюсселя продемонстрировать готовность к возобновлению практики патронажа Кишинёва. Особенно это касается вопросов реструктуризации государственной системы и проведения глубоких реформ в ключевых отраслях с перспективой выхода на новый уровень взаимной интеграции.
Особое внимание, безусловно, уделялось и будет уделяться борьбе с коррупцией. Этот процесс, пожалуй, станет центральным в деятельности президента и потенциального проевропейского правительства. Невзирая на то, что антикоррупционные меры являются одним из принципиальных требований США и ЕС, эта тема и без того очень удобна для любого политика из постсоветского региона, открывая широкие возможности по реализации мер самого разного калибра, в том числе жёстких и репрессивных. Как видно на примере соседней страны, они вполне могут применяться и в отношении отдельных оппозиционных и финансово-олигархических групп в случае их противодействия (реального или мнимого) глубокой перезагрузке госсистемы.
Очередной отчёт Майи Санду, как ни крути, имеет ярко выраженный предвыборный оттенок. Его главная задача — убедить молдавского избирателя в том, что президент является хедлайнером качественных перемен в стране, а коллективный запад уже отчётливо демонстрирует свою готовность инвестировать в новую прозападную конфигурацию власти в Молдове. В этом плане глава государства предельно откровенно и без стеснений ставит нам условие, что для дальнейшего наращивания внешней помощи и системных перемен ей необходим лояльный парламент и правительство, ну а для этого нужно голосовать вы сами знаете за кого.
То, что президент отказалась общаться с журналистами по итогам своего брифинга, в ходе которого во многом механически представила итоги работы за последние два квартала, говорит о том, что мероприятие имеет исключительно прикладное значение — расширить число симпатизирующих президенту граждан и как можно эффективнее конвертировать персональную популярность Майи Санду в рейтинг близкой ей партии «PAS».