Сергей ЧЕБАН
Одним из наиболее сложных вопросов для новой молдавской власти станет сопряжение уже, по сути, безальтернативного проевропейского вектора развития страны с сохраняющейся весомой ролью России в региональных и международных делах
Несмотря на то, что пока процесс формирования центральных органов власти ещё не завершился, партия власти постепенно разворачивается на внутриполитической поляне и намечает общие планы работы. В том числе из уст лидеров «PAS» звучат первые внешнеполитические месседжи, адресованные основным внешнеполитическим партнёрам Молдовы.
Тем не менее, главным агенда-мейкером остаётся Майя Санду, которая на минувшей неделе провела встречу с дипломатическим корпусом и прочертила генеральные линии внешнеполитического курса страны на ближайшие несколько лет. Согласно представленной концепции внешняя политика нашей страны должна быть предсказуемой, последовательной и ориентированной на граждан, чтобы способствовать созданию безопасного и мирного регионального пространства, частью которого является Молдова.
Как известно, фактор Москвы применительно к внутреннему, да и внешнему положению Молдовы, продолжает оставаться достаточно влиятельным. Поэтому было бы сильно самоуверенно полагать, что дальнейшие перспективы нашего государства никак не зависят от того, как именно будут складываться российско-молдавские отношения в ближайшем будущем.
Невзирая на то, что итоги парламентских выборов стали достаточно болезненным ударом по самолюбию Кремля, пока стороны на официальном уровне обменялись достаточно выдержанными заявлениями. К примеру, Официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова подтвердила готовность Москвы к развитию многопланового сотрудничества с новым парламентом и правительством Молдовы. А председатель «PAS» Игорь Гросу, в свою очередь, заявил, что Кишинёв намерен строить правильные, прагматичные и предсказуемые отношения, поскольку в РФ проживает значительное число молдавских соотечественников. Наряду с этим, по словам лидера пропрезидентской партии, необходимо сконцентрироваться на выравнивании экономических отношений между двумя странами, а также уделить особое внимание приднестровскому урегулированию, в котором Москва играет далеко не последнюю роль.
Не секрет, что отношения между двумя странами уже длительное время носят крайне сложный и противоречивый характер. Серьёзное взаимное недоверие, частое использование различных инструментов давления, прозападная ориентация существенной части молдавских элит и общества породили затяжную стагнацию в общении между Кишинёвом и Москвой. Какими бы ни были итоги досрочных выборов, которые, конечно же, могут спровоцировать очередную фазу охлаждения, перед новой властью, так или иначе, будет стоять задача вывести молдо-российские взаимоотношения из спирали перманентных кризисов и попытаться сформировать качественно иной формат сотрудничества.
Одним из наиболее сложных вопросов для молдавских политиков и дипломатов, вероятнее всего, станет процесс сопряжения уже, по сути, безальтернативного проевропейского вектора развития нашей страны с сохраняющейся весомой ролью России в региональных и международных делах. Поэтому лишь в условиях прагматичного и реалистичного взгляда на текущие обстоятельства есть шанс, что в отношениях между двумя странами мог бы возникнуть новый формат практической кооперации.
Очевидно, что риск свертывания политического диалога и роста напряжённости в коммуникации с Москвой достаточно высок, особенно после того как лояльные России политформирования фактически остались за бортом политического процесса и вряд ли смогут оказать существенное влияние на монобольшинство в парламенте. Поэтому первостепенной задачей в политической плоскости является налаживание и сохранение функциональности канала взаимодействия на уровне глав государств, который после длительной паузы был возобновлён в 2017 году. Сохранение доступа к высшему политическому руководству в Кремле сохраняет шансы, что существующий комплекс проблем в двусторонних отношениях не будет заморожен Москвой в ожидании «лучших времён».
Начиная с 2014 года, взаимосвязи между двумя странами в экономической области характеризуются стабильным падением. Реакция со стороны России на подписанное между Молдовой и Европейским Союзом Соглашение об ассоциации не была лишь декларативной: были применены инструменты экономического воздействия, в результате чего взаимный товарооборот сократился до неприлично низких показателей. В 2016 году молдавские власти уже предпринимали безуспешные усилия по разработке «дорожной карты» восстановления торговых отношений. По всей видимости, новому правительству надо будет тем или иным способом возвращаться к подобным идеям. В противном случае о традиционных восточных рынках можно будет со временем забыть и переориентировать экономику исключительно на европейского потребителя, что вне всякого сомнения станет «шоком» для определённого сегмента молдавских производителей.
Важным продолжает оставаться вопрос взаимодействия в топливно-энергетической сфере. Главными темами в этой отрасли является вопрос снабжения природным газом, поскольку энергетическая логистика вокруг нашей страны динамично меняется и наряду с дополнительными опциями, несёт в себе существенные риски. Судя по заявлениям Игоря Гросу о необходимости скорейшего обсуждения с российской стороной нового газового контракта, истекающего в сентябре, новые власти это хорошо понимают. Не менее значимым является вопрос внедрения Молдовой «Третьего энергопакета», который напрямую затрагивает интересы российских энергетических корпораций как в плане поставок газа, так и производства электроэнергии.
Возвращаясь к главным моментам внешнеполитической программы Майи Санду о создании устойчивой системы региональной безопасности, можно с уверенностью сказать, что данная задача, пожалуй, станет одной из самых сложных как с точки зрения реализации, так и в рамках диалога с Москвой. Действительно в 2019 году в период существования правительства Майи Санду российское руководство недвусмысленно сигнализировало о своей расположенности внести свой вклад в этот вопрос, который неразрывно связан с перспективами приднестровского урегулирования. Насколько такой подход сохраняется в текущих обстоятельствах, предстоит выяснить в рамках первого официального визита молдавской делегации в Россию.
Сегодня в одном из ведущих российских изданий было опубликовало интервью с Майей Санду, которое по своему смыслу является ничем иным как кратким изложением повестки и принципиального желания приступить к двусторонней подготовке поездки молдавского президента в Москву. О перспективах организации таковой можно будет судить по возможной реакции со стороны официальных представителей российского руководства.
В любом случае двум государствам надо начинать серьёзный и ответственный диалог, а стабильные и предсказуемые отношения строить исходя из изменившихся современных реалий, а также существующего регионального и международного контекста.