Антон ШВЕЦ
Сделка США и Германии по российскому газопроводу «Северный поток – 2» должна сохранить статус Украины как важного транзитного партнёра для поставок голубого топлива в европейские страны. Но этот подход противоречит современным тенденциям газового и энергетического рынка в Молдове
Несмотря на большую тревогу руководства Украины и местных экспертов по поводу характера и содержания итогового консенсуса, достигнутого Берлином и Вашингтоном по газопроводу «Северный поток – 2», расклад для интересов Украины выглядит достаточно многообещающим. Ни США, ни Германия не рассматривают всерьёз возможность приостановки транзита через её территорию и готовы вводить санкции в отношении России в случае, если Москва будет использовать энергоносители в качестве инструмента давления на другие страны.
Также Берлин и Вашингтон дополнительно инвестируют 1 миллиард долларов США в развитие возобновляемых источников энергии в Украине и интеграцию страны в европейскую энергосистему. Сама упомянутая сумма мизерна как в плане решения задачи перехода на альтернативное топливо, так и с точки зрения компенсации потенциально выпадавших доходов для украинских компаний и бюджета. Более существенное значение имеет позиция Москвы, чётко заявившей о готовности не только продолжать транзит, но и наращивать его объёмы, причём единственным условием является наличие спроса государств Европейского союза.
Такой спрос во многом будет удовлетворён посредством обоих «Северных потоков», а также «Турецкого потока». С другой стороны, проходящий через Беларусь и Польшу газопровод «Ямал-Европа» имеет крайне сомнительные политические перспективы. Варшава несколько раз повышала цену на транзит российского газа, в том числе в этом году. К 2022 году планируется завершить строительство газопровода Baltic Pipe, который снабдит Польшу норвежским природным газом, добываемым в Северном море, что вкупе с запуском современного терминала по приёму сжиженного природного газа в Свиноуйсьце грозит сделать газопровод «Ямал-Европа» попросту ненужным. По крайней мере, соответствующий политический настрой отказаться от российского газа Варшава заявляла неоднократно при полной поддержке США.
В свою очередь, данная ситуация может благоприятно отразиться на перспективах «Трансбалканского» газопровода и газопровода «Союз». Сейчас первый из них используется исключительно в целях газоснабжения Молдовы, включая Приднестровье. По второму газ поступает в Словакию, Австрию, Чехию и Италию. Транзитные мощности перекочевали из «Трансбалканского» газопровода в артерию, проходящую по дну Чёрного моря, с запуском «Турецкого потока». В частности, такие страны ЕС как Румыния, Болгария и Греция предпочитают именно такой способ доставки российского природного газа.
В перспективе Молдова тоже планирует получать российский газ реверсом из Румынии. Для этого продолжается строительство газопровода «Яссы-Унгены-Кишинёв». Как представляется, этот проект с учётом разблокирования порядка 60 миллионов евро прямого финансирования Молдовы со стороны правительства Румынии станет одним из приоритетных геополитических шагов Майи Санду и её кабмина.
Однако такой расклад может повредить долгосрочным энергетическим интересам России в регионе, поскольку возникнет целый спектр проблем. Во-первых, прекращение или значительное сокращение транзита через территорию Украины может спровоцировать уже анонсированные санкции Германии и США. Во-вторых, реверс из Румынии в Молдову поставит вопрос о надёжности снабжения природным газом Приднестровья, в том числе сложный момент, связанный с историческим долгом АО «Молдовагаз» перед ПАО «Газпром» за газ, поставленный на левый берег Днестра. Автоматом возникнут проблемы с рентабельной работой находящейся в собственности российской «Интер РАО» «Молдавской ГРЭС» в Кучургане, поставляющей электроэнергию на правобережье Днестра. Т.е. решая традиционные газовые вопросы с Киевом, Москва рискует нанести ущерб собственным коммерческим интересам в Молдове, а также геополитическим позициям в регионе.
Дополнительным сдерживающим фактором становятся требования «третьего энергетического пакета» Европейского союза, поступательно внедряемые в Молдове. Прорабатываемые решения предполагают, что АО «Молдовагаз» и ОАО «Молдовантрансгаз», а также любые возможные газовые трейдеры, действующие в стране, не будут прямо или косвенно контролироваться ПАО «Газпром», что сильно снизит возможности маневрирования для российского газового монополиста, максимально подчинив ситуацию рыночным механизмам.
В данных условиях транзитные возможности Украины, в том числе на направлении «Трансбалканского» газопровода, могут оказаться наиболее привлекательными по соотношению цена-качество, а также с точки зрения долгосрочных энергетических и геополитических интересов России, включая в Приднестровье. Ситуация во многом будет зависеть от спроса на российский газ в балканских странах Европы, а также в Болгарии и Румынии. Политическая стабильность в упомянутых странах ЕС находится под вопросом — в Болгарии недавно завершились парламентские выборы и планируется создание коалиции из партий, не имеющих опыта управления государством; в Румынии трещит по швам парламентская коалиция Национал-либеральной партии, Союза за спасение Румынии, Партии свободы, единства и солидарности, а также Демократического союза венгров Румынии.
Так или иначе, альтернативы коммерческим переговорам и попыткам найти взаимовыгодные решения не существует, и от того, как они завершатся, во многом будет зависеть региональный геополитический расклад.