Участие в первом саммите Крымской платформы — сложный вопрос для Молдовы, который при любом исходе испортит отношения республики либо с Украиной, либо с Россией
Владимир РОТАРЬ, RTA:
Менее месяца осталось до одного из главных событий во внешнеполитическом календаре Украины — первого саммита Крымской платформы. Создание этого, как
говорят в Киеве, «международного консультативно-коммуникационного механизма» инициировал в прошлом году лично президент страны Владимир Зеленский. Заявленная цель — проработка с зарубежными партнерами страны конкретных шагов по возвращению полуострова под украинскую юрисдикцию.
Крымской платформе руководством Украины сейчас уделяется особое внимание, и в этом нет ничего удивительного. Отсутствие социально-экономических успехов, коррупционные скандалы и тупик в урегулировании на Донбассе, которое, к тому же, все чаще предпочитают обсуждать без участия Украины, создают негативный общественно-политический фон, стремительно обваливающий рейтинги президента и его партии. Поэтому Зеленскому сейчас как никогда нужен позитивный проект, имеющий достаточный потенциал для «продажи» его населению, а также способный поправить потускневший имидж украинского лидера. Кроме того, он позволяет государственной пиар-машине проводить приятные нынешнему главе государства сравнения с его предшественником, Петром Порошенко, который «ничего не делал» для деоккупации Крыма.
Весь этот год украинский МИД трудится в поте лица, планируя привлечь к участию в Крымской платформе как можно большее количество государств и добиться присутствия их представителей, желательно на высшем уровне, на саммите 23 августа. Список согласившихся государств пока засекречен, но известно, что в него входит уже 28 стран и международных организаций, включая США, ЕС, Турцию, Польшу и др. Тем самым Киев хочет серьезно нарастить международное давление на Москву по вопросу возврата полуострова, который, как известно, фактически выпал из реальной мировой повестки дня.
Естественно, что на августовском мероприятии Украина ожидает увидеть и Молдову, причем, скорее всего, именно Майю Санду, как главное лицо современной молдавской политики. Предложение присоединится к Крымской платформе было озвучено еще в декабре прошлого года главой МИД соседней страны Дмитрием Кулебой. Несмотря на отсутствие соответствующей информации в официальных пресс-релизах, участие Санду, скорее всего, проговаривалось и на ее встречах с Владимиром Зеленским в январе и июле этого года. Кроме того, в ходе недавнего телефонного разговора Зеленский вновь
пригласил свою молдавскую коллегу на саммит.
Для Кишинева это, безусловно, очень сложный вопрос. Восстановление отношений с соседями, изрядно подпорченных в последние годы, было одним из основных приоритетов во внешнеполитической части предвыборной программы Майи Санду. И этот процесс уже идет: в последние месяцы мы, к примеру, наблюдали динамичную молдо-украинскую кооперацию в плане европейской интеграции, развитие которой уже выразилось в создании «Ассоциированного трио». Есть и другие важные точки соприкосновения вроде реализации больших инфраструктурных проектов и приднестровского урегулирования.
При этом ранее коллеги уже
отмечали, что стороны зачастую имеют принципиально разные позиции в отношении приоритетов межгосударственного сотрудничества. И если Киев в первую очередь стремится сосредоточиться на региональной безопасности и совместном противодействии российскому влиянию в регионе, то Кишиневу интересны более приземленные практические вопросы вроде экологии Днестра.
Крымская платформа ярко демонстрирует разность подходов и в общем-то является для Кишинева очень неудобным моментом, который, однако, уже не получится проигнорировать. Очевидно, что на этот проект брошены большие ресурсы, его проведение будут раскручивать как большую победу Зеленского, который смог за семь лет впервые сдвинуть крымский вопрос с мертвой точки. Более того, нет никаких сомнений в том, что через него украинские политики и медиа впоследствии будут идентифицировать страны, принявшие или отказавшиеся от участия, в качестве друзей или недоброжелателей Украины.
В то же время присутствие Майи Санду на саммите неизбежно негативно скажется на российско-молдавских отношениях. О том, что его гости рискуют испортить отношения с Россией, говорил и сам Владимир Зеленский. А Дмитрий Кулеба заявил, что Москва с самого оказывает давление на потенциальных участников Крымской платформы, логично расценивая все мероприятие как посягательство на свою территориальную целостность. Тем более, что Украина планирует принятие по итогам саммита политической декларации, которая зафиксирует за Россией статус государства-агрессора, утвердит политику непризнания аннексии Крыма и его деоккупации, а также опишет в негативном ключе последствия перехода полуострова в состав России.
Новое молдавское руководство, едва оправившееся от долгих внутриполитических баталий, наверняка предпочло бы избежать решения столь сложных дилемм практически в самом начале своего правления. Сейчас республике не нужны потрясения на внешнем периметре вроде сильно разлада в отношениях с Москвой. Последняя, итак, крайне настороженно восприняла убедительную победу на прошедших выборах прозападных сил, под чей контроль перешли все ключевые органы власти. Поэтому первые месседжи со стороны руководства PAS по поводу будущего взаимоотношений с Россией озвучивались в примирительном и успокаивающем тоне.
Впрочем, уже тогда было понятно, что поддерживать внешнеполитический баланс будет невероятно сложно, что теперь мы видим на примере Крымской платформы, где практически не существует возможности «угодить всем». Отказаться от участия или снизить уровень представительства до символического — означает удар по только-только начавшемуся восстанавливаться диалогу с Киевом. Принять приглашение, подписать Крымскую хартию или иной документ по итогам саммита — значит напрямую вовлечься в некую деятельность по возвращению полуострова в состав Украины, и тем самым получить мощный отравляющий элемент в отношениях с Россией, которая непременно постарается «наказать» всех участников мероприятия 23 августа.
Будет очень интересно понаблюдать за тем, как выкрутиться Кишинев из этой непростой ситуации. Однако, с учетом явной поддержки украинской инициативы со стороны ЕС и США, а также ожидаемого присутствия многих лидеров стран восточноевропейского региона, думается, отвертеться от Крымской платформы Кишиневу все же не удастся.