Сергей ЧЕБАН
Вокруг Украины постепенно проступают контуры больших геополитических договоренностей, модель которых в дальнейшем может быть применена и к Молдове
После завершения предвыборного периода в Молдове всё внимание экспертов, наблюдающих за региональными процессами, начинает смещаться на наших украинских соседей. Там постепенно сгущаются тучи в ожидании череды важных с точки зрения перспектив Украины международных визитов. В связи с этим специалисты прогнозируют весьма непростой осенний внутриполитический сезон в Киеве, который может спровоцировать самые непредсказуемые сюжеты — вплоть до «третьего украинского майдана».
После отстранения одиозного украинского министра-политика Арсена Авакова президент Владимир Зеленский продолжает активную зачистку силового блока и других правительственных структур. Рассматривается даже вариант увольнения спикера парламента Разумкова, который в последнее время стал вести относительно самостоятельную политическую игру, угрожающую интересам главы государства. Скорее всего, в ближайшие месяцы процесс укрепления президентской вертикали и мобилизация всех государственно-административных ресурсов продолжатся в ускоренных темпах, чтобы в первую очередь обеспечить власти возможность эффективно противостоять попыткам отдельных оппозиционных и финансово-политических групп насильно вынудить Зеленского покинуть свой пост.
Важнейшим пунктом в графике украинского президента на этот месяц значится поездка в Вашингтон. Её итоги станут главным индикатором того, в какой именно точке находится Киев во внешнеполитической системе координат Белого дома и каковы перспективы Украины в дальнейшем противостоянии с Москвой. Пока результаты работы передовой группы во главе с министром иностранных дел Дмитрием Кулебой в Вашингтоне, где, судя по всему, формируется повестка общения двух президентов, не выглядят обнадёживающими. Поэтому в публичном пространстве стали появляться «зондирующие заявления» о возможном размещении на территории Украины систем ПВО США, чтобы отсмотреть реакцию Вашингтона, Москвы и Берлина.
Предшествовать визиту в Соединённые Штаты будет серия важных мероприятий, таких как «Крымская платформа» и 30-летие независимости. Кроме этого, на минувшей неделе был анонсирован однодневный визит немецкого канцлера в Киев, который состоится 22 августа, то есть за день до начала «Крымской платформы». Несмотря на то, что мероприятие является одним из главных международных событий для Украины, участвовать в нём Ангела Меркель, судя по всему, не планирует. Очевидно, канцлер не хочет слишком дразнить Москву, где она также побывает 20 августа, ещё до общения с украинским руководством.
Эксперты сходятся во мнении, что Меркель не случайно едет к Владимиру Зеленскому перед его визитом в Белый дом. Скорее всего, перед ней стоит цель исключить любые риски сваливания беседы в США за рамки принципов компромиссной «Вашингтонской декларации», которую Байден и Меркель подписали в июле. Поэтому набор тем, которые канцлер планирует обсудить в Киеве, несколько расходится с «американскими задачами» офиса украинского президента, а, следовательно, разговор будет не очень простым и приятным. Меморандум, как известно, тесно взаимосвязан с «Северным потоком – 2», компенсациями для Украины, транзитом газа по украинской ГТС и исполнением «Минских соглашений», а, следовательно, и формулы «Штайнмайера».
После июльской встречи Джо Байдена и Ангелы Меркель все признаки указывают на то, что США договорились с ФРГ о статусе Берлина в качестве ключевого военно-политического союзника внутри Европейского Союза. В свою очередь, достройка «Северного потока – 2» и вовлечение немцев в вопрос транзита газа через украинскую территорию, свидетельствуют о передаче энергетической стратегии в Восточной Европе практически полностью на аутсорсинг Германии. Поэтому в ходе предстоящего визита вполне можно ожидать инициативы Берлина о реализации давней идеи создания международного консорциума по контролю и развитию газотранспортной системы Украины.
Таким образом, Ангела Меркель, скорее всего, предложит Владимиру Зеленскому очень простую модель, которая гарантирует транзит энергоресурсов через территорию Украины, но исключительно в том случае, если для этого сложатся все необходимые обстоятельства: немецкие инвесторы заходят и берут под свой контроль украинскую трубу, Москва резервирует необходимые транзитные мощности, Киев начинает поэтапную реализацию «Минска», а Брюссель — постепенное смягчение санкционной политики и восстановление отношений с Россией.
Руководство Украины с учётом всех обстоятельств как внутреннего, так и внешнего характера стоит перед очень сложным выбором. Либо принять компромиссную комбинацию, которой добилась немецкая дипломатия, проведя сложную работу с Вашингтоном и Москвой, либо продолжить гнуть свою принципиальную линию, ожидая поддержки со стороны непримиримо настроенных политических групп на Западе, лоббирующих военную и иную поддержку Киева для усиления противоборства с Кремлём.
В минувшие выходные на улицах украинской столицы уже состоялось «пробное мероприятие» с участием известной радикальной политической партии «Национальный корпус», лидеры которой после столкновений с полицией возле офиса президента предостерегли главу государства от договоренностей по восточным территориям и подаче воды в Крым. Это говорит о том, что даже в случае готовности политического руководства страны выйти на какую-то взаимоприемлемую сделку с внешними партнёрами, совершенно не факт, что соглашения удастся реализовать и имплементировать в украинское законодательство.
Для руководства Молдовы происходящее в Украине и вокруг неё должно представлять самый повышенный интерес и серьёзно настораживать. То, что Дмитрий Козак, назначенный Кремлём одновременно ответственным за украинское и молдавское досье, прилетел в Кишинёв из Женевы, далеко не случайность, а вполне чёткий сигнал. Ведь именно в швейцарской столице с июня проходят регулярные консультации между уполномоченными представителями Вашингтона и Москвы по различным вопросам.
Конечно же, главный акцент в нашем региональном пространстве сделан на украинских соседях, которых, судя по всему, начинают активно «разыгрывать» за другими переговорными столами, предлагая принять планы, в выработке которых Киев не принимал участия. Между тем не исключено, что Украина и Молдова рассматриваются внешними игроками в рамках одной геополитической оболочки, а апробированные «немецкие формулы» после небольшой корректировки вскоре могут быть положены известными советниками Майи Санду на её рабочий стол для внимательного ознакомления и последующего исполнения.