Семен АЛБУ
Кишинев и Бухарест готовятся вывести двусторонние отношения на самый высокий уровень за весь период независимости Молдовы
Начиная с 2019 года, отношения двух припрутских государств переживали не лучшие времена. Ни для кого не секрет, что Бухарест был крайне недоволен конфигурацией власти, сложившейся в нашей республике в конце 2019 года, с ядром в лице социалистов-«государственников», которые на антирумынской риторике, как говорится, «собаку съели». Оттого соседнее государство свело к минимуму официальные контакты и не стеснялось регулярно высказывать свое «фе» по поводу новой власти в Молдове и даже требовать от Брюсселя ужесточения надзора за ходом реформ в нашей стране и условий ее финансирования.
После победы Майи Санду ситуация предсказуемо развернулась на 180 градусов, а последовавшая через полгода убедительная победа партии «Действие и солидарность» 11 июля и вовсе распахнула двери для резкого взлета двусторонних отношений.
Неслучайно, что первым гостем после виктории пропрезидентской партии стал именно представитель Румынии – министр иностранных дел Богдан Ауреску. Помимо поздравительных слов он привез и подарки новой власти – вроде обещания заключить новый договор о предоставлении безвозвратной помощи. Помимо прочего он обсудил с президентом Майей Санду восстановление межправительственного сотрудничества, замороженного в период правления ПСРМ, а также реализацию двусторонних программ.
Любопытно, что Бухарест начал основательную подготовку для нового рывка на молдавском направлении еще даже до июльской победы PAS. Так, были укреплены структуры, отвечающие за отношения с нашей республикой — департаменты по связям с Республикой Молдова и по делам румын всюду получили юридическое оформление, а их деятельность отныне будет координировать глава правительства. Тем временем в Кишиневе открылось новое, третье по счету, генеральное консульство Румынии.
В свою очередь, приоритетность отношений с соседним государством находила свое отражение в предвыборных программах и Майи Санду, и партии «PAS». О ней же сейчас говорят и топы в руководстве страны: сама глава государства, спикер парламента Игорь Гросу, глава МИДЕИ Нику Попеску. В этом плане они встречают взаимность Бухареста, который пытается перехватить инициативу в молдавских делах.
Так, председатель палаты депутатов румынского парламента Людовик Орбан пообещал усилить поддержку Молдовы, а премьер-министр Флориан Кыцу заявил о готовности немедленно приступить к работе по всей повестке двустороннего сотрудничества после утверждения правительства Натальи Гаврилица.
Слова с делом в данном случае не разошлись. Количество официальных контактов действительно растет, как грибы после дождя. Регулярными стали встречи представителей молдавского руководства с румынским послом Даниэлем Ионицэ. Главы кабминов, Наталья Гаврилица и Флориан Кыцу, договорились об организации совместного заседания правительств двух стран в молдавской столице – кстати, впервые с 2018 года.
Еще одним позитивным для молдо-румынских отношений маркером стало полное взаимопонимание по вопросу соглашения о безвозмездной технической помощи. Для этой цели уже была создана межминистерская рабочая группа. Как известно, Бухарест сделал все, чтобы не продлевать предыдущий аналогичный договор в период правления ПСРМ, из-за чего был потерян доступ к 60 млн. неиспользованных средств (из 100 млн.) – что вызвало большой скандал. Однако, когда дует ветер перемен, а в руководстве республики сидят «правильные» люди, вопросы решаются очень быстро. Будем надеяться, что в этот раз деньги удастся освоить в полном объеме, и они, как и задумывалось, пойдут на обновление инфраструктуры.
Еще 20 млн. евро румынской помощи ожидаются уже по линии Министерства здравоохранения – глава ведомства Алла Немеренко рассказала, что эти средства предназначены для закупки медицинского оборудования. 40 млн. евро (из них 7 оплатит Кишинев) потратят на возведение моста, который свяжет два одноименных населенных пункта Унгены в Молдове и Румынии. Этот проект должен обеспечить соединение дорожной сети через западную часть нашей страны, повысив ее торговый и транзитный потенциал.
Налаживается сотрудничество и в других сферах. На прошлой неделе на встрече министров обороны Анатолия Носатого и Николая Чукэ последний подтвердил готовность содействовать модернизации Национальной армии. Также главы оборонных ведомств наметили проведение заседания военной комиссии в области обороны и совместное участие в различных двусторонних и многонациональных учениях. Стоит ожидать и помощи Румынии в интеграции с НАТО, тем более что заместителем генсека Североатлантического Альянса с 2019 является экс-спикер Сената и экс-глава МИД Румынии Мирча Джоанэ.
Кроме того, в следующем месяце в Кишинев прибудет министр сельского хозяйства и развития сельских районов Румынии Некита-Андриан Орос, который собирается переговорить со своим молдавским коллегой Виорелом Герчу по поводу кооперации в агропродовольственном секторе.
Само собой, продолжаются контакты на высшем уровне. В ходе мероприятий, посвященных 30-летию независимости, Майя Санду провела встречу с Клаусом Йоханнисом, который вновь подтвердил намерения всячески помогать нашей республике. В ближайшее время уже сама Санду отправится с визитом в Бухарест по приглашению своего коллеги. В том же направлении уже сегодня едет Игорь Гросу для того, что принять участие в открытии новой сессии главного законодательного органа Румынии и встретиться с руководством его обеих палат и главой государства. Гроссу сопровождают ряд его коллег по фракции PAS из числа руководства профильных комиссий парламента.
В качестве своего рода ответного реверанса, Кишинев тоже шлет на другой берег Прута позитивные сигналы. К примеру, недавно Академия наук РМ обратилась к руководству страны с просьбой на законодательном уровне закрепить за румынским языком статус государственного, а из Конституции исключить фразу «молдавский язык»: «Восстановление правильного названия нашего языка на законодательном уровне положило бы конец бесконечным ненужным дискуссиям вокруг этого вопроса, всем спекуляциям, которые продолжались десятилетиями, улучшило бы имидж нашей республики во всем мире и обеспечило бы процесс европейской интеграции». И хотя власти говорят, что данный вопрос – не из числа приоритетных, любые «телодвижения» по нему с молдавской стороны, так или иначе, приятны соседнему государству, которое в последнее время активно
взялось за эту тему.
Таким образом, за достаточно короткий срок отношения двух сопредельных государств оживились практически во всех областях. С учетом крепких позиций нынешней правящей партии и ее однозначных симпатий в сторону страны-соседа, следует ожидать, что период «ренессанса» будет долгим.
Да и сама Румыния вряд ли захочет упустить такой исторический шанс – как уже обращали внимание коллеги, сейчас она стремится стать главным оператором строительства «новой Молдовы». Поэтому Бухарест будет живо предлагать свои услуги в качестве проводника Кишинева на пути проведения реформ и евроатлантической интеграции и даже оказывать существенную материальную поддержку. Что касается «цены» за эту поддержку, то она более чем очевидна – продолжение ликвидации молдавского языка, популяризация унионистской идеи в мягком формате и ее продвижение из маргинальной среды в широкие массы, в том числе путем дальнейшей паспортизации населения Молдовы румынскими документами. К этому добавятся многочисленные торгово-экономические связки, проникновение румынского бизнеса и церкви, многочисленные инфраструктурные проекты, включая энергетические, которые позволят сформировать подобие общего культурно-языкового и экономического пространства – с перспективой выхода на более близкие формы взаимной интеграции.