Владимир РОТАРЬ
Блок социалистов и коммунистов демонстрирует давно назревшие объединительные тенденции. Цель – совместная подготовка к грядущим электоральным циклам и противостояние прессингу правящей партии, который многократно усилится после окончания борьбы за Генеральную прокуратуру
Молдова постепенно привыкает к новой внутриполитической реальности, главенствующая роль в которой отведена партии «Действие и солидарность». Крепкое монобольшинство в парламенте, составленное исключительно из своих представителей правительство, а также «духовный лидер» и создатель формирования на посту президента позволяют PAS плотно держать основные властные рычаги и уверенно чувствовать себя на политическом небосклоне. Даже несмотря на
регулярно набиваемые шишки.
Действия новых властей, естественно, приковывают к себе основную часть общественного и медийного внимания, в то время как оппозиционный парламентский лагерь по большей части пребывает в тени. Тем более что избирательный блок коммунистов и социалистов, занявший второе место на июльских выборах и обладающий более чем тремя десятками мандатов в главном законодательном органе республики, по сути, остался за бортом процесса управления страной.
При этом БКИС очевидно является единственной реальной оппозиционной силой, пусть и без инструментов прямого влияния на текущую ситуацию в стране. А, как ни крути, наличие оппозиции в любом демократическом государстве является важнейшим и неотъемлемым элементом, цель которого – дисциплинировать власть и не давать ей предаваться пагубному «головокружению от успехов», которое, кстати, уже наблюдается у некоторых представителей PAS.
Пока что оппозиция, грозившаяся после выборов стать натуральным «кошмаром для властей», проявляет себя не то чтобы ярко. Время от времени члены БКИС, в первую очередь лидер социалистов Игорь Додон, критикуют те или иные шаги властей, обвиняя их то в подрыве отношений с Россией, то в блокировании приднестровского региона, то в охоте на генерального прокурора. Однако сказать, что блок оказывает непомерное давление нельзя, да и какой-то системы за всеми этими нападками не видать.
Некоторые из потерпевших поражение 11 июля политических сил уже затеяли процесс внутренней перестройки. К примеру, платформа «Достоинство и правда» переживает планомерную трансформацию, уже избавившись (видимо не без настояний иностранных кураторов) от своего руководства, включая многолетнего лидера Андрея Нэстасе. Шаг логичный – череда громких провалов сделала некогда популярного и харизматичного политика скорее обузой, нежели активом.
Судя по всему, необходимость перемен осознают и социалисты с коммунистами. Первые уже осуществляют кадровое усиление своего центрального штаба, а также планируют до конца года провести съезд партии, на котором анонсированы некие «серьезные изменения». Вполне можно ожидать корректировок в программе действий, с учетом текущих внутриполитических тенденций и действий/просчетов нового молдавского руководства. При этом заявлено, что отхода от принципиальной «промолдавской» идеологической установки не будет.
Определенная трансформация ждет и ПКРМ. Бессменный лидер партии Владимир Воронин объявил, что больше не будет баллотироваться на пост ее председателя. Нового руководителя изберет партийный съезд, который тоже должен пройти в ближайшее время.
Как видно, в известной степени «отрезвляющий» результат выборов, а также агрессивная тактика правящей партии по перехвату контроля над всеми ключевыми государственными структурами, так или иначе, побуждает второе крупнейшее политформирование страны к мобилизации и смене тактики и стратегии. Положительным фактором для социалистов и коммунистов можно считать сохранение, невзирая на ситуативное несовпадение позиций, единства созданного в предвыборную пору блока.
Более того, это позволяет продвигаться далее к следующему и, в общем, закономерному шагу, заключающемся в слиянии двух партий в одно мощное образование с достаточной «гравитационной силой», позволяющей притянуть к себе других видных или перспективных игроков на левом фланге. То, что такие мысли действительно витают в недрах БКИС, подтвердил и Игорь Додон. Он публично в позитивном ключе высказался об идее объединения ПСРМ и ПКРМ, согласившись серьезно ее обсудить в случае готовности коммунистов.
Еще до выборов мы неоднократно отмечали, насколько полезным и важным в складывающихся условиях будет консолидация сил на левом фланге. Сращивание двух партий даст возможность унифицировать усилия на ниве оппозиционного давления на власть, нарастить потенциал на местах и лучше подготовиться к «матчу-реваншу» – сначала на местных выборах, которые планируются на 2023 год.
Однако еще один, даже более важный сейчас мотив – оборонительный. Тот же лидер социалистов не может не понимать, что с учетом отсутствия перспектив экстрадиции Влада Плахотнюка и Илана Шора в Молдову, мишенью номер один для новой власти становится именно он. Ведь, даже несмотря на два подряд электоральных поражения, Додон остается достаточно сильной и популярной политической фигурой, способной на фоне неудач правящей партии снова вскарабкаться на вершину молдавской политической цепи.
Поэтому неудивительно, что со стороны PAS постоянно звучат едва прикрытые угрозы в адрес экс-президента, а также других видных деятелей ПСРМ. По всей видимости, масштабную атаку на левый фланг сдерживает пока лишь отсутствие ключевого инструмента в лице Генеральной прокуратуры, руководит которой «непокорный» Александр Стояногло.
Впрочем, его отставка – всего лишь
вопрос времени. Нужные законодательные изменения уже приняты парламентом и подписаны президентом. Попытка оспорить их в Конституционном суде не возымела успеха – запрос даже не приняли к рассмотрению. Не
захотели слушать обвинения Александра Стояногло по поводу давления на ГП со стороны президента и в парламенте. Так что теперь деятельность генерального прокурора будет рассматривать специально созданная комиссия, и какими будут результаты ее проверки, догадаться не сложно.
Несомненно, что новый генпрокурор, назначенный по согласованию с правящей партией, будет куда более лояльным и, в отличие от предшественника, уже точно даст ход делу с пресловутым черным кульком от Плахотнюка. А за ним наверняка последуют и другие.
То, что у PAS будут полностью развязаны руки для преследования крупнейшей левой силы, сомневаться не приходится. Едва ли западные партнеры Кишинева будут сильно сокрушаться по поводу устранения сил, которые давно маркируются в качестве «пророссийских». В конце концов, в соседней Украине этого не наблюдалось, когда президент Владимир Зеленский, после краткого периода «миндальничания» с оппозицией, в условиях неудач во внутренней и внешней политике и резкого обрушения рейтингов (и своего, и правящей партии «Слуга народа») инициировал масштабную атаку на оппозиционные силы. Она характеризовалась прекращением вещания связанных с ними СМИ, рядом персональных санкций СНБО против отдельных неугодных политиков и даже их уголовным преследованием (с попутным давлением на органы правосудия). Все это происходило под молчаливое одобрение Европейского союза и при открытой поддержке со стороны Посольства США.
Поэтому есть все основания полагать, что зачистка нашей политической поляны по украинскому образцу также последует и уже в скором времени. Возможно, нынешние объединительные и мобилизующие усилия в стане блока коммунистов и социалистов помогут лучше подготовиться к грядущим тяжелым временам – хотя, прямо говоря, шансов отбить атаку правящей партии без «потерь» у них не очень много.