Для открытия новой кредитной линии от МВФ руководству республики придется, вероятно, поступиться контролем в некоторых важных государственных сферах, а также пойти на ряд непопулярных социально-экономических мер
Владимир РОТАРЬ, RTA:
Судя по данным наших финансовых органов, экономика республики постепенно оправляется от мощного падения, вызванного коронавирусным кризисом и прошлогодней засухой. ВВП в первом полугодии вырос более чем на 11 процентов в сравнении с аналогичным периодом 2020-го, повысились доходы государственного бюджета.
Однако макроэкономические показатели едва ли сейчас способны порадовать население. Топливо продолжает дорожать чуть ли не ежедневно – только за последние две недели случилось десять корректировок стоимости в сторону, естественно, ее увеличения. Волнообразно растут цены на продукты питания и услуги, по некоторым позициям – очень значительно. А эксперты еще и прогнозируют дальнейшее «цепное подорожание».
При этом ближайшие перспективы – откровенно мрачные. Можно выделить как минимум два влиятельных и при том негативных фактора. Первый – новая волна пандемии, которая уверенно накрывает Молдову. Ежедневные показатели уже зашли за отметку в тысячу заболевших, а к октябрю-ноябрю ожидается суточный прирост инфицированных на уровне трех тысяч. Вторым «отягчающим обстоятельством» становится новый газовый контракт, который неизбежно будет заключен с повышением и, скорее всего, немалым цены на голубое топливо. Это повлечет за собой рост тарифов, а за ними новый виток удорожаний всего и вся.
Вкупе с новыми карантинными ограничениями это создаст сложную социально-экономическую обстановку, которую властям нужно будет выравнивать за счет разнообразных мер поддержки населения, а также малого и среднего бизнеса.
Сделать это можно главным образом за счет быстрого налаживания стабильных и «полноводных» поток внешней финансовой помощи. Как известно, предыдущая власть, где правили балом социалисты, не была обласкана западным финансированием, а к российскому перекрыли доступ оппоненты через решения Конституционного суда. PAS, разумеется, вызывает, куда больше симпатий у европейских кредиторов, так что особых проблем возникнуть не должно. Кое-что уже, кстати, получено. К примеру, 236 млн. евро без предусловий по линии МВФ в рамках т.н. «прививки от пандемии», которые Кишинев волен потратить по своему разумению – ими, среди прочего, будут закрывать новую бюджетную дыру, образовавшуюся после повышения пенсий. Еще 36 млн. евро гранта пришли в качестве первого транша из шестисотмиллионной макрофинансовой помощи ЕС. Их потратят на борьбу с пандемией, восстановление экономики и реформу полиции.
Главным же ориентиром на ниве внешнего кредитования остается утверждение новой программы сотрудничества с Международным валютным фондом. Социалистам в прошлом году добиться этого не удалось. Что было несколько неожиданно, ведь почти на протяжении всего хода переговоров с нашей стороны шли позитивные реляции о том, какая «распрекрасная» и большая программа готовится для Молдовы, и что даже никаких особо жестких условий для получения денег МВФ не ставит. Последнее казалось особенно сомнительным с учетом того, какую «замечательную программу» получил тот же Киев, до сих пор не решившийся воплотить в жизнь все условия для ее выполнения.
Впрочем, даже если поверить в «уникальный», как утверждал член платформы DA Александр Слусарь, характер ранее готовящегося соглашения, на текущий момент оно, возможно, уже потеряло свою актуальность. По крайней мере, местное представительство МВФ намекает на то, что вести переговоры придется если не с чистого листа, то уж точно с новых позиций, принимая во внимание полную смену руководящей верхушки страны.
Как обычно в преддверии новых договоренностей с МВФ эксперты начинают рассуждать о том, на каких именно условиях в этот раз республике достанутся кредитные деньги. Всем известно, что Фонд не является благотворительной организацией, а политический «счет», которые он «выставляет» за свои услуги, зачастую ставят власти государств в тяжелое положение, поскольку подразумевают непопулярные меры, очень вредные для политических перспектив их исполнителей.
В этом плане опять же показателен пример наших восточных соседей, которые и прошлую программу МВФ не выполнили, и с новой пока получается не очень. А ведь только для ее утверждения Киеву пришлось принять вызывавший массу критики закон о продаже земли и фактически передать под контроль запада банковскую систему страны.
О том, что потребует МВФ от Молдовы, сейчас остается только гадать, хотя некоторые прикидки сделать можно. Скорее всего, Фонд точно не откажется от требований, которые выдвигались в переговорах с правительством Иона Кику: совершенствование налогово-бюджетной сферы, надзора за финансовым сектором, управления НБМ, энергетического сектора, регулирования рынка, улучшения деловой среды, реформирования юстиции, борьбы с коррупцией. Здесь опять же важно отметить, что это были условия только для утверждения программы – для ее дальнейшего выполнения появились бы и другие.
Об одном из требований можно говорить практически наверняка – оно заключается в отмене закона о снижении пенсионного возраста, за что проголосовали депутаты от фракций ПСРМ и партии «Шор» в декабре прошлого года. Фонд тогда сильно раскритиковал это решение, обратив внимание на демографические процессы и рост доли пенсионных расходов в госбюджете, а оппозиция назвала его популистским. Ныне, будучи властью, PAS не отказалась от своего мнения и видимо легко согласится отдать голоса для отмены прошлогоднего закона.
Можно ожидать, что в условиях получения средств будут и пункты о дальнейшем разгосударствлении предприятий, и о внедрении механизма контроля со стороны международных экспертов над назначением на ключевые должности в системе молдавской юстиции, и об усилении независимости центробанка от государства с одновременным повышением влияния на него со стороны западных институтов.
Еще один вероятный пункт касается налоговой реформы и увеличения тарифов. Последнее также было и в украинской программе и вызвало, пожалуй, больше всего головной боли для властей, которые зимой 2020-2021 столкнулись с массовыми протестами населения, недовольного высокими платежами. В итоге Киеву к неудовольствию МВФ пришлось даже пойти на уступки, заморозив на время тарифы и сделав скидку на отпускаемый газ.
Для Молдовы, которая уже скоро столкнется с повышением цены за российское голубое топливо, последний момент также очень важно держать в уме в ходе предстоящих переговоров. Иначе резкое повышение тарифов без возможности маневрирования, наложенное на и без того напряженную социально-экономическую ситуацию в стране, может вызвать сильный всплеск народного негодования уже в этом году.