Сергей ЧЕБАН
Транспортный вопрос вывел из комы приднестровское урегулирование и заставил представителей двух берегов Днестра сесть за стол переговоров. Кишинёв заявляет о том, что готов решать проблемы пострадавших от украинского запрета жителей региона – однако в Тирасполе, судя по всему, этому не верят и рассчитывают на поддержку Москвы
Двухлетний застой в приднестровском урегулировании, по всей видимости, окончательно становится уделом прошлого. Транспортный кризис, наступивший для левобережья после решения Украины запретить въезд на свою территорию приднестровских авто, вывел из комы переговорный процесс, встрепенул международных наблюдателей и заставил представителей двух берегов начать регулярно общаться. Намедни в столице состоялась уже вторая за этот месяц встреча двух главных переговорщиков от Кишинёва и Тирасполя, причем в расширенном составе – с участием отраслевых специалистов в области автотранспорта. Предыдущая, как известно, прошла 3 сентября, когда Кульминский и Игнатьев заседали в Бендерах без участия прессы и зарубежных наблюдателей.
Судя по итоговому пресс-релизу, молдавская делегация вчера подчеркнула необходимость определения «быстрых гуманитарных решений для людей и транспортных средств, пересекающих молдавско-украинскую границу», а также важность урегулирования всех технических вопросов в данной сфере. В том числе говорилось о налаживании функциональности т.н. регистрационных пунктов в Тирасполе и Рыбнице, чтобы предоставить возможность воспользоваться услугами двух центров как можно большему числу желающих на левом берегу.
Представители Тирасполя ожидаемо описали результаты встречи в уже ставшем традиционным обвинительном тоне. Они посетовали на то, что Кишинёв отказался от совместного обращения в адрес Киева с просьбой пересмотреть своё решение, а также якобы не захотел приступить к работе над некими механизмами перерегистрации грузопассажирских автомобилей и выдачи приднестровским жителям водительских удостоверений.
Стоит отдать должное властям, постаравшимся в последние недели выбрать спокойную тактику и «охладить» транспортный вопрос в публичном пространстве, придавая ему второстепенное значение. Бюро политики по реинтеграции, к примеру, провело публичное обсуждение проекта плана действий Правительства на 2021-2022 годы по объединению двух берегов Днестра. Среди главных приоритетов: согласованная межведомственная политика, обновление национальной законодательной базы, возобновление деятельности платформы парламентских консультаций по приднестровскому урегулированию, продвижение проектов устойчивого развития и инициирование политических переговоров в формате «5+2» по всем трём корзинам.
Интересно, что на прошлой неделе в Кишинёве побывал вице-премьер Украины по вопросам временно оккупированных территорий Алексей Резников, который встретился со своим молдавским коллегой. Как отмечалось, чиновники коснулись вопросов безопасности, дальнейшей реализации совместного контроля на молдо-украинской государственной границе, завершение процесса демаркации, а также налаживание сотрудничества в вопросах реинтеграции территорий.
Если из публичной дискуссии тематика приднестровского автотранспорта стала постепенно выпадать, то, судя по интенсивности международных встреч и зарубежных визитов, к ней стали проявлять интерес иностранные дипломаты. В последние дни ряд европейских послов наведался как на правый, так и левый берег. Можно предположить, что цель челночных поездок была в том, чтобы «прощупать» обстановку и понять к чему готовятся Кишинёв и Тирасполь, как планируют действовать, и каким образом решение Украины в отношении автомобилей с левобережной регистрацией может повлиять на переговорный процесс и региональную ситуацию в целом.
Среди прочих разведывательный «рейд» совершил и специальный представитель ОБСЕ Томас Майер-Хартинг. Кроме того, он сообщил, что готовит запланированный на октябрь визит действующего председателя ОБСЕ – министра иностранных дел Швеции Анн Линде, а также хочет изучить перспективы организации этой осенью в Стокгольме встречи в формате «5+2». Следует признать, что текущий контекст для приезда главы ОБСЕ и проведения раунда переговоров явно не самый подходящий. С другой стороны, тот факт, что никто пока не собирается отказываться от своих больших планов, может свидетельствовать об определённых надеждах международных партнёров на быструю стабилизацию ситуации.
Вероятнее всего, в ближайшие недели дипломатические взоры будут устремлены в сторону Кишинёва, от которого ожидают хотя бы каких-то жестов, чтобы смягчить положение населения левобережья и купировать возможные риски эскалации напряженности в отношениях с Тирасполем. Именно этим можно объяснить озвученное молдавской делегацией в ходе вчерашней встречи предложение Тирасполю представить список затронутых украинским запретом транспортных единиц, которые будут тщательно изучены, в том числе и совместно с Украиной.
Шаг абсолютно верный, поскольку для Кишинёва ключевой задачей сейчас является выиграть как можно больше времени, чтобы снизить небольшой дипломатический ажиотаж вокруг транспортного «кризиса» и продемонстрировать расположенность к решению всех проблем, с которыми столкнулись жители левобережных районов с 1 сентября.
Компромиссные предложения Кишинёва, нацеленные на минимизацию негативных последствий, в принципе могут устроить не только западных и европейских партнёров, но и Кремль. Нашей дипломатии в преддверии подписания того же газового контракта предстоит очень серьёзно поработать и доступно донести до Москвы мысль о своей полной конструктивности в диалоге с Тирасполем, чтобы не дать отдельным радикально настроенным к нынешним молдавским властям группам в российском истеблишменте убедить руководство России ужесточить политику в отношении нашей страны.
Возобновление переговорного процесса сейчас, конечно же, испытывает определённое перенапряжение, которое в известной степени мешает попыткам найти точки роста в отношениях с Кремлём. При этом, невзирая на сдержанное поведение приднестровской администрации, не покидает ощущение, что Тирасполь занял выжидательную позицию и, не веря в готовность Кишинёва действительно помогать, надеется на некие благоприятные для себя реакции из Москвы. Впрочем, последняя может также повременить, вместе с другими международными «коллегами» по урегулированию конфликта ожидая «перемены ветра» в молдо-приднестровских отношениях.